Закрыть

Застройщики Петербурга могут перестать платить за школы и детские сады

В строительном сообществе Петербурга оценили идею Банка России о компенсации трат застройщикам в регионах на развитие и создание инфраструктуры. Идея ЦБ по снижению издержек застройщиков обсуждается с Минстроем и другими ведомствами.

С предложением найти варианты по снижению издержек региональных строительных компаний на Гайдаровском форуме выступила зампред Центробанка Ольга Полякова. Речь идет о том, чтобы снять с застройщиков обязательства по развитию и созданию инфраструктуры в регионах, которые испытывают проблемы с маржинальностью.

Сегодня обязательства по прокладке коммуникаций, подведению дорог, газа, воды и созданию объектов инфраструктуры, в том числе школ и детских садов, по большей части лежат на застройщиках. В ЦБ предлагают их компенсировать, но какими способами и за чей счет, пока не понятно.

«Принципиальная позиция сообщества по этому вопросу многократно озвучивалась. Мы являемся социально ответственными компаниями, но объемы налоговых поступлений от отрасли в бюджет Петербурга значительно превышают тот объем трат, который город выделяет на строительство социальных объектов. Мы считаем, что объекты инфраструктуры вполне можно было бы строить за счет бюджета», — комментирует генеральный директор некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.

Но приоритеты, в том числе в бюджетной политике, расставляет губернатор, а не строительное сообщество, добавляет собеседник АБН, называя его правом как избранного руководителя города определять цели и приоритеты расходования средств.

Хорошей маржинальности не бывает, подчеркивает Алексей Белоусов, объясняя из чего складываются расчеты при возведении школ и детских садов. По его словам, строительство такого социального объекта в Петербурге добавляет около 8 тысяч рублей на квадратный метр будущего жилья.

«Если маржинальность у застройщика и была, то с учетом таких трат она очень невелика. Все это в свою очередь приводит к снижению инвестиционного потенциала застройщика, сокращению количества проектов. А учитывая переход на проектное финансирование и требование банков о маржинальности не менее 15%, многие проекты просто замораживаются, потому что они не вписываются в схему, которую банкам предлагает ЦБ по расчетам их эффективности», — объясняет глава «Объединения строителей Санкт-Петербурга».

Напомним, что с 1 июля 2019 года все новые объекты жилой недвижимости строятся с привлечением финансирования через эксроу-счета. По новым правилам девелоперы могут получить деньги только после сдачи дома в эксплуатацию, а до этого момента деньги клиентов хранятся на специальных счетах в банках.

По данным банка «Дом.РФ», проектное финансирование в России становится все более популярным, уже пятая часть строящегося жилья возводится с использованием эскроу-счетов. Но в Петербурге доля таких объектов от общего числа жилья остается одной из самых маленьких и составляет всего 11%.

Фото: gov.spb.ru

В строительном сообществе Северной столицы называют ситуацию с переходом на эскроу-счета непростой, отмечая, что строительным компаниям понадобится как минимум пара лет, чтобы закончить все старые объекты и перейти на новую схему. Только потом можно будет оценивать влияние нового механизма на развитие строительного сектора.

Как считает Алексей Белоусов, варианты компенсаций затрат застройщиков логичнее было бы услышать не от ЦБ, а от Минстроя, так как именно он отвечает за реализацию национального проекта по обеспечению жителей России доступным и комфортным жильем. Они должны подумать, как помочь тем застройщикам, которые не могут получить проектное финансирование из-за недостаточной маржинальности.

«Справедливости ради надо сказать, что во всех регионах этот вопрос стоит, потому что власти тоже понимают, что денег у застройщиков немного. А если нагружать их социальными объектами, то они просто не смогут ничего построить. В Петербурге также стараются находить альтернативы- государственно-частные партнерства, выкупы этих объектов после окончания строительства и другие варианты», — добавляет глава «Объединения строителей Санкт-Петербурга».

По данным Смольного, в 2019 году городом было приобретено 62 объекта социальной инфраструктуры, в том числе 4 общеобразовательные школы и 24 детских сада. На эти цели было потрачено порядка 14 миллиарда рублей, больше 10 из которых выделил федеральный бюджет. Объем выкупленных объектов социальной инфраструктуры в администрации назвали рекордным.

Перестанут ли петербургские застройщики совсем тратить собственные средства на возведение объектов социальной инфраструктуры или продолжат их строить в партнерстве с городом станет понятно по итогам обсуждения инициативы ЦБ с профильными ведомствами.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров