Директор СПб ГУП «Горэлектротранс»: «Трамвайные пути надо продлевать в пригороды»

В пределах десяти лет в городах могут появиться беспилотные трамваи, но люди еще поспорят с роботами. Об этом, а также планах развития общественного электротранспорта в Петербурге АБН рассказал директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.

АБН: Существует мнение, что в ближайшем будущем трамвай и троллейбус могут изжить себя как вид городского транспорта. Как вы можете оценить перспективы их развития?

Денис Минкин: С научной точки зрения может быть всё, что угодно. Рассматриваться могут различные сценарии. Что такое «ближайшее будущее»? Если это год, то ничего не изменится, если два — тоже. Если это 25 лет, то я, наверное, не берусь предсказать, каким будет транспорт будущего, потому что это отдаленная перспектива, которая затрагивает период возможной научно-технической революции. Могут быть какие-то прорывные достижения, которые в принципе изменят транспортную систему. Но в ближайшие три-пять лет транспортная система не будет принципиально отличаться от нынешней.

АБН: Насколько быстро в Санкт-Петербурге могут появиться трамваи с беспилотным управлением?

Денис Минкин: Речь идет в первую очередь о решении технической задачи. А во-вторых, это вопросы юридические и организационные, связанные с изменением законодательства и правил дорожного движения. А технически эта задача связана с таким понятием в кибернетике, как техническое зрение. В математике эта наука называется «распознавание образов и анализ сцен». Сейчас мне кажется, как технарю, что эта задача приблизится к ее реализации на транспорте в пределах пяти лет. А вот дальше наступит период проблем юридических, на который нужно тоже лет пять. Думаю, в пределах десяти лет можно говорить о замене человека-водителя на «человека-андроида».

АБН: Насколько много молодежи приходит к вам в ГУП устраиваться на работу водителями и обслуживающим персоналом? Видят ли они перспективы в своей профессии?

Денис Минкин: Приходит много. У нас есть учебный комбинат, который готовит водителей. Общий объем обучающихся одновременно иногда превышает 200 человек. Профессия водителя достаточно популярна, к ней относятся с большим уважением. Что касается перспектив, то создавая роботов, человечество одновременно вступает в «войну» с ними. Противостояние это будет довольно жестоким, и по целому ряду профессий в ближайшие 10-15 лет роботы нас заменят. А если роботы будут заменять водителей, то это означает существенную социальную проблему — люди определенных профессий будут оказываться без работы. Поэтому если человека будут заменять искусственные системы, то это тоже будет как-то законодательно регламентироваться. Путь людей к сохранению своей активности — это получение специальностей творческих, высокоинтеллектуальных, в тех направлениях, где робот нас переиграть не сможет. Конечно, будет появляться множество новых специальностей, что и сейчас мы наблюдаем: операторы соответствующих автоматизированных систем, разработчики, тестировщики аппаратуры и программного обеспечения… То есть, вместе с исчезновением старых появляются новые профессии, и надо вовремя на них переквалифицироваться.

Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»

АБН: В каких районах Санкт-Петербурга, на Ваш взгляд, требуется срочно проложить трамвайные пути или запустить троллейбус?

Денис Минкин: У нас в Петербурге есть достаточно разветвленная трамвайная сеть, и основные усилия нужно направить на сохранение этой сети и приведение ее в надлежащий вид. Я бы не строил внутри города новые трамвайные линии. Строительство трамвайных путей — вещь достаточно дорогая. Трамвайные пути надо продлевать в пригороды — Колпино, Кудрово, Всеволожск. Это, условно говоря, уже небольшие «железные дороги». Что касается троллейбуса, то его тоже любят пассажиры, он не пахнет дизелем, тихий и востребованный в новых районах. Его развитие связано с охватом новостроек, куда мы можем доехать на автономном ходу.

АБН: Как ГУП «Горэлектротранс» пытается сделать свой транспорт более экологичным? Что для этого предпринимается?

Денис Минкин: Применительно к электротранспорту экологичность связана с двумя вещами. Во-первых, надо не забывать, что, несмотря на то, что сам электротранспорт не дымит, он использует электричество, которое для него выработано в единой энергосистеме, куда включены, в том числе, и тепловые электростанции, и их большинство в стране. Поэтому конкретный киловатт-час, который мы тратим, он, конечно, произведён со сжиганием топлива и выхлопом в атмосферу. В этом смысле борьба за экологичность у нас связана с экономией электроэнергии. А второе направление связано в целом с работой инфраструктуры ГЭТ. Это большое хозяйство, в нем много мусора, отработанного масла, старых покрышек. Мы, естественно, очень внимательно относимся к вопросу утилизации. Например, мойки подвижного состава у нас работают по системе замкнутого цикла, по так называемой «оборотке», когда вода не выбрасывается в канализацию.

АБН: Что касается экологии, то хотелось бы услышать о планах ГЭТ по концепции «Зеленый остров», которая была предложена для Васильевского острова.

Денис Минкин: Эта концепция заключается в том, чтобы на Васильевском острове, который со всех сторон окружен водой, работал только электрический транспорт — трамваи, троллейбусы, электробусы. Для этого у нас есть проект по созданию в Василеостровском трамвайном парке дополнительной площадки для электробусов или троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Проект рассчитан на 80 машин, но пока движения по нему нет по причине отсутствия денег. Хотя в планы города это входит, надеюсь, что в дальнейшем это всё состоится.

Фото: Горэлектротранс

АБН: Среди каких групп населения в первую очередь пользуется спросом трамвай и троллейбус?

Денис Минкин: На самом деле, у меня нет данных, что у нас есть какие-то «перекосы» в этом плане. В дневное время преобладают пенсионеры, а так все — и школьники, и студенты, и служащие. На сегодня я думаю, ездят те, у кого машин нет. В остальном здесь нет никаких особенностей. Наша мечта — сделать так, чтобы электротранспорт был абсолютно конкурентоспособен с личным!

АБН: Судя по опубликованным на вашем сайте вакансиям, ГУПу постоянно требуются кондуктора. С чем это связано?

Денис Минкин: Связано это в первую очередь с большой текучкой кондукторов. В значительной части это люди приезжие, которые едут в Петербург на заработки. А дальше встает вопрос о том, устраивает человека зарплата или нет в совокупности с вопросом наличия какого-то жилья в Петербурге и иными бытовыми условиями. Кондукторов у нас большое количество — порядка двух тысяч человек, поэтому динамика в этом кадровом составе значительная, и мы все время набираем людей.

АБН: Зачастую люди очень нервно реагируют на переход на систему обслуживания без кондукторов. Могут ли все две тысячи человек из-за этого одновременно лишиться работы?

Денис Минкин: Это и власти понимают. Это существенная задача — не напрячь людей. Понятно, что какой-либо переход будет постепенным, не за один раз. И понятно, что мы пока не готовы к работе без кондукторов, поскольку те времена, когда петербуржцы готовы были сами платить за проезд, давно прошли, и определенный уровень строгого контроля сейчас необходим.

АБН: Какие нововведения вы планируете ввести в ГУП «Горэлектротранс» в ближайшее время в плане обновления парка и удобств для пассажиров?

Денис Минкин: Вопрос обновления парка подвижного состава усилиями правительства города и транспортного блока при поддержке и понимании со стороны губернатора города Александра Беглова существенно сдвинулся. Появились определенные позиции в бюджете города. Корректировки бюджета позволяют нам рассчитывать на финансирование по 10 млрд рублей в 2022 и 2023 годах. Помимо этого, мы рассчитываем на финансирование по федеральной линии. У нас потребность до 2025 года в трамваях составляет 560 единиц, а по троллейбусам — почти 400. В этой связи сейчас готовится общая программа модернизации и развития ГЭТ. Это не только обновление подвижного состава в полном объеме. Речь в целом идет о полноценном обновлении всех парков. Это невозможно сделать без развития инфраструктуры (путевого хозяйства) и энергохозяйства (контактного провода, кабельного хозяйства, подстанций). Соответственно, расписываются программы модернизации и этой инфраструктуры. Эти программы рассчитываются на восемь лет начиная со следующего года.

Я надеюсь, что в следующем году у нас по первому этапу, который начнется с Трамвайного парка №7, пойдет закупка техники и модернизация инфраструктуры. Мы сейчас меняем план ремонта путевого хозяйства, стараясь сконцентрировать его на маршрутах этого парка. Я думаю, что в пределах двух лет этот трампарк, который обслуживает в основном Невский район, район метро «Ломоносовская» и правый берег Невы, преобразится. И один из главных маршрутов, который мы хотим сделать скоростным и пассажироемким — это маршрут №27.

Автор: Максим Котерман

Новости партнеров