Индекс Иванова закрепил финансовые ожидания россиян от 2020 года

В новом выпуске обзора «Потребительский индекс Иванова» аналитики Сбербанка отметили укрепление потребительской уверенности россиян в 4 квартале 2019 года.

Позитивную динамику показал индекс готовности жителей РФ к покупке сравнительно дорогих товаров и коэффициент сбережений. Кроме того, у респондентов улучшилась оценка перспектив крупного и малого бизнеса.

В исследовании говорится, что благодаря росту реальных доходов населения снизилась чувствительность граждан к уровню цен и повысилась требовательность к качеству и ассортименту продуктов питания.

«Индекс Иванова учитывает изменение цен на потребительскую корзину и другие товары широкого потребления. Он позволяет понять потребительские предпочтения нижнего слоя среднего класса. Название ему дано по аналогии с индексом Биг-Мака, по которому в мире сравнивают валютные курсы по паритету покупательной способности», — объясняет АБН экономист, эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Михаил Беляев.

Как добавляет экономист, индекс Иванова точнее отражает показатель индивидуальной инфляции среднестатистического гражданина России, потому что официальная статистика по инфляции здесь не дает полной картины, так как рассчитывается по более широкому кругу компонентов.

Индекс потребительской уверенности был введен в оборот Сбербанком в 2013 году. Показатель отражает текущие потребности и ожидания россиян со средним уровнем дохода с учетом таких показателей, как потребительские расходы, сбережения, потребительское поведение и уровень потребительской уверенности в целом.

Фото: baltphoto

Индекс Иванова измеряется один раз в квартал путем опроса нескольких тысяч россиян в возрасте разных возрастных групп и проживающих в городах с населением более 100 тысяч человек. Погрешность измерений оценивается менее чем в 2%.

За 2019 год индекс поднялся с минус 24% до минус 15%. Как напоминают в Сбербанке, по итогам III квартала 2019 года он составил минус 16%, а по итогам II квартала находился на уровне минус 21%.

«В четвертом квартале 2019 года продолжилась тенденция к укреплению потребительской уверенности, основанной на усилении рубля, снижении процентных ставок, а также росте доходов на фоне уменьшения инфляции», — объяснил причины позитивной динамики индекса руководитель Sberbank Investment Research Ярослав Лисоволик.

Позитивную динамику показал также индекс готовности к покупке сравнительно дорогих товаров и коэффициент сбережений.

Примечателен и тот факт, что в конце 2019 года заметно увеличилась доля россиян, у которых есть сбережения.

Если в третьем квартале у 41% жителей РФ не было никаких сбережений, то уже к концу года она снизилась до 36%. В Сбербанке называют коэффициент сбережение самым высоким со второй половины 2015 года.

«Сбережение и потребительская уверенность идут рука об руку, у этих показателей существует достаточно тесная корреляция. Финансовая сфера в России неоднократно подвергалась тряске на памяти одного поколения, и многие люди до сих пор отказываются от сбережений в пользу сегодняшнего потребления. Если же ты уверен в уменьшении инфляция и стабильности банковской системы, то делаешь выбор в пользу сбережения денег. Параллельно растет доля людей с рациональным финансовым поведением, задумывающихся о завтрашнем дне», — считает Михаил Беляев.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров