Рабочая группы по изменениям в Конституции РФ предложила закрепить в основном законе страны термин «федеральные территории». В случае одобрения и реализации идеи такие территории не будут входить в состав субъектов России, для чего придется принять отдельный закон. Эксперты не исключают, что под федеральное подчинение могут перейти и некоторые территории Петербурга и Ленинградской области.
Закрепить в Конституции создание особых федеральных территорий, не входящих в субъекты РФ, которые в силу своей специфики требуют особого управления, предложил член группы и председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов.
Сопредседатель рабочей группы, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас призвал внимательно проработать идею на всех уровнях. Предполагается, что новый статус и управление могут получить некоторые заповедники, особо охраняемые природные зоны, а также территории, на которых размещены военные и стратегические объекты.
«Эти территории и сейчас не под управлением регионов. Достаточно взять любой закрытый город — он живет по законам корпораций. Таких закрытых административно-территориальных образовании (ЗАТО) довольно много, и по законам они должны жить по правилам местного самоуправления, но по факту у них смешанная форма управления. Часть функционала закреплено за условным главой города, что соответствует стандартам местного самоуправления, а часть подчиняется по секретности, по условиям перемещения. Возникает очень сложная система управления и ее нужно упростить», — объясняет АБН причины возможных изменений в Конституции политтехнолог Марат Баширов.
Что касается перевода на «федеральные территории» некоторых заповедников и особо охраняемым природных зон, то Андрей Клишас объясняет идею повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды. По его словам, система управления на этих территориях «требует специального регулирования».
Для понимания в Петербурге на 2019 год существовало 18 особо охраняемых природных территорий в черте города, включая ботанический сад Петра Великого, заказник «Гладышевский», Дудергофские высоты и Елагин остров. На территории Ленинградской области таких объектов еще больше — на 2019 год в списке особо охраняемых природных территорий значилось 53 комплекса.
«Здесь возникают риски для тех людей, которые живут на территории заповедников. Если заповедник федерального значения, а расположен в каком-то субъекте, то кто несет затраты? Все-таки есть сопряженные вопросы — дороги, коммуникации, трудовая политика, экологическая политика. С одной стороны всеми вопросами должны заниматься субъекты, а с другой — у субъектов не всегда есть деньги на содержание заповедников», — добавляет Марат Баширов.
Члены рабочей группы по изменениям в Конституции РФ не исключают, что к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены не только заповедники и военные базы, но специальные зоны для бизнеса. По словам Андрея Клишаса, этот специальный режим может коснуться инвестиционной деятельности, чтобы была возможность установить там более удобный для бизнеса режим, а российские компании не выбирали местом своей регистрации зарубежные государства.
Экономист Никита Масленников называет инициативу с «федеральными территориями» множением сущностей, потому что в случае их принятия под поправки понадобится переписывать все законодательство, хотя повысить его эффективность можно и отработкой действующих правовых норм без конституционных поправок.
«Идея о создании территории с особыми административными режимами, куда могли бы вернуться попавшие под санкции российские компании, выглядит крайне сомнительно, как и вообще идеология создания офшоров внутри страны. Никто и сегодня не мешает развивать такого рода территориальные образования в рамках действующего законодательства при соблюдении соответствующих международных обязательств», — уверен экономист.
Перед обсуждением территории федерального значения для бизнеса, эксперт предлагает для начала провести хотя бы инвентаризацию всех льготных режимов — специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0), особые экономические зоны (ОЭЗ), промышленные парки, промышленные зоны, свободный порт Владивосток, территории опережающего развития (ТОРы) и так далее.
И без специального режима инвестиционной деятельности в России сегодня существует огромное количество похожих инициатив. Экономист предлагает сначала привести их к единому знаменателю и оценить эффективность, прежде чем вносить правки в Конституцию в этой части.