Трубный завод ЛТК «Свободный Сокол» в Липецкой области несколько месяцев фигурирует в заголовках новостей. Все дело в том, что это предприятие, на котором трудятся 1500 человек, злоумышленники хотели фактически захватить, заявляя и о необходимых выплатах структурам, которые связывают с олигархом Владимиром Лисиным. Только благодаря активным действиям руководства компании и после вмешательства Генеральной прокуратуры справедливость возобладала, а тем, кто пытался захватить предприятие, дали по рукам.
«Свободный Сокол» производит трубы из ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом). Таки трубы служат по всей России для доставки воды в жилые дома.
АБН уже рассказывало об этой истории: все началось когда от Липецкой энергосбытовой компании (ОАО ЛЭСК), которая подконтрольна Владимиру Лисину, в 2018 году предъявили заводу финансовые требования. Суд постановил, что «Свободный Сокол» должен 78 миллионов рублей за поставленное электричество. Деньги завод перевел, но после этого, к удивлению руководства завода, они получили возбуждение уголовного дела по факту хищения электроэнергии в форме мошенничества.
Ситуация в итоге разрешилась в пользу завода. О том, как дать отпор вымогателям, даже если за ними стоят, считающиеся богатейшими люди России, АБН рассказал адвокат Дмитрий Григориади, который представлял интересы «Свободного Сокола».
АБН: Завод честно выиграл дело в арбитражном суде, как вообще стало возможным уголовное дело?
Дмитрий Григориади: К сожалению, сегодня никто не застрахован от уголовного расследования при наличии уже вынесенных судебных решений: для следственных органов выигранный арбитраж ничего не значит. Объясняется подобная практика следующим образом: у суда недостаточно полномочий, чтобы анализировать истинные намерения сторон (которые могут носить преступный характер), поэтому возбуждается уголовное дело и в рамках оперативно-разыскной деятельности ведется «поиск истины». Как результат, мы видим, что недобросовестные заявители стараются обойтись разбирательства в гражданских судах и «продавливают» свою позицию через уголовные процедуры.
АБН: Что делать, когда вас вызывают на встречу и беседу в правоохранительные органы?
Дмитрий Григориади: Не стоит позволять запугивать себя, но необходимо помнить: любое ваше слово и действие может «засилиться» рапортом, быть приобщено к делу и впоследствии быть использовано против вас.
Еще одна распространенная ошибка: некоторые считают, что если не получили повестку, то можно не являться к следователю. Это не так. Бумажная повестка, полученная либо не полученная по почте, ничего не значит: надлежащим уведомлением сегодня считается телефонный звонок, смс, даже требование, которое вам поступило через социальные сети и мессенджеры!
Необходимо являться по первому требованию, предоставлять необходимые документы, не давать повода недобросовестным сотрудникам писать рапорты, обвинять вас в побеге или в препятствовании ходу следствия. Рядом с вами должен находиться квалифицированный специалист, который будет консультировать вас по каждому шагу и помогать принимать безошибочные решения. В нашем случае руководство «Свободного Сокола» с первого дня оказывало содействие следствию во всей полноте. Позиция предприятия была подтверждена решением судов, вся документальная база была собрана и проанализирована экспертами.
АБН: В случае со «Свободным Соколом» после возбуждения уголовных дел в отношении руководства завода в деле появился «решала», который предложил руководству завода избавиться от всех проблем, выплатив 200 миллионов рублей ЛЭСК, 50 миллионов «силовикам» за закрытие дела, а посредникам просто отдать часть имущественного комплекса завода. Как себя вести с такими людьми?
Дмитрий Григориади: С ними связываться нельзя: на 90% это мошенники, на 10% — провокаторы, и даже сам факт разговора с ними на подобную тему может быть расценен как покушение на коррупционные действия и лечь в основу соответствующих обвинений. Помните, нельзя вступать в переговоры, в беседы, в общение ни с кем, кроме своих защитников, которые действуют на основании Федерального закона об адвокатуре.
В свою очередь правоохранительные органы должны быть уведомлены о факте поступления подобных «предложений»: они, со своей стороны, должны дать юридическую оценку данному факту или выступить инициаторами проведения встреч под своим контролем (как это было со встречами Игоря Ефремова и вымогателей -они проходили под контролем спецслужб).
АБН: Если атака на компанию уже началась, есть уголовные дела – все это может сказаться и на работе с партнерами, привести к проблемам с персоналом, задержках зарплаты.
Дмитрий Григориади: Увы, но собственнику необходимо заранее правильно выстроить бизнес-процесс, предусмотреть наступление соответствующих рисков и подобрать профессиональную команду, которая сможет защитить предприятие. К сожалению, такова реальность ведения бизнеса в нашей стране. Выживает тот, кто к подобной ситуации готов, и абсолютно быстро перестает существовать те компании, которые оказываются не готовы.
В случае со «Свободным Соколом» его директор по развитию Антон Бабуцидзе был задержан и отправлен под домашний арест. Потом суд отпустил его под залог в 3 млн рублей. Но работа предприятия не останавливалась: пока юристы доказывали несостоятельность выдвигаемых обвинений, указывая на многочисленные нарушения, гендиректор завода Игорь Ефремов исполнял свои обязанности по управлению производством и поддержанию сети сбыта продукции.
АБН: Что, на Ваш взгляд, стало ключевым в борьбе завода с рейдерами?
Дмитрий Григориади: Это максимальная открытость, взаимодействие со СМИ и доказывание своей правоту в рамках отраслевых ассоциаций, общественных советов, экспертных объединений разного уровня. Линия защиты, которая предусматривает максимальную открытость для общественности, дает больше результатов, чем простое написание жалоб. На защиту завода от вымогателей и их покровителей в погонах встали и рядовые сотрудники завода, записавшие обращение к Президенту России. К делу «Свободного Сокола» подключились «Опора России» и «Деловая Россия», аппарат уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, руководитель Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи, и депутаты Государственной Думы. Все это позволило привлечь внимание к очевидным фактам нарушения закона.
После обсуждения дела «Свободного Сокола» на заседании межведомственной рабочей группе при Генпрокуратуре и последовавшей за ним проверки, в отношении прокурора Липецкой области Константина Кожевникова было вынесено представление о неполном служебном соответствии из-за «отсутствия должного контроля за работой подчиненных», а следственному департаменту МВД России было предписано устранить выявленные нарушения. Статус обвиняемых с руководства завода был снят.
Президент РФ Владимир Путин на всех уровнях призывает руководство следственных органов уделять особое внимание «обеспечению законности органами дознания и предварительного следствия». Профессионалы это слышат, коррупционеры боятся и отступают.