«Грузовичкоф» и «Газелькин» поспорили о товарных знаках на миллион

В Петербурге завершилось судебное разбирательство ведущих игроков рынка грузоперевозок по размещению рекламы в интернете. По решению суда «Газелькин» должен заплатить «Грузовичкоф» миллион рублей, но эксперты удивились подобному решению и прогнозируют переход спора в апелляционную инстанцию.

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти обратилась компания «Круиз», которая в материалах суда фигурирует как правообладатель товарных знаков «Грузовичков», «ГрузовичкоФ», «ГрузовичкоФФ».

Компания потребовала признать незаконным использование этих товарных знаков компанией «Газелькин» при размещении рекламы и взыскать с нее компенсацию в размере миллиона рублей.

«Истцом было обнаружено, что ответчиком неоднократно, без разрешения правообладателя, использовались словесные обозначения товарных знаков «Грузовичков», «ГрузовичкоФ», «Грузовичкофф» в виде их применения в качестве ключевых слов при размещении рекламы на поисковых сервисах, а также при размещении рекламных объявлений на страницах социальной сети», — говорится в материалах суда.

Под ключевым словом в данном случае понимается конкретное слово, которое адресует потребителя на рекламное объявление.

Другими словами, при введении в строку поискового запроса слов «Грузовичков», «Грузовичкоф» или «Грузовичкофф» потребителю показывается рекламное объявление компании «Газелькин», которое переводит на сайт конкурента. Подобное сходство, по мнению истца, «порождает смешение в глазах потребителей и вызывает у них ложное представление относительно реального поставщика услуги».

Фото: vk.com/gazelkin_ru

Эксперты в области товарных знаков говорят, что напрямую с интеллектуальной собственностью судебное разбирательство связывать не стоит, так как речь идет в большей степени о несовершенстве работы поисковых систем в части контекстной рекламы.

«С моей точки зрения это не про товарные знаки. Сервисы предлагают в первых строках выдачи рекламу тех клиентов, которые платят им деньги. Поисковые сервис лишь анализируют запрос с помощью своих систем ИИ из списка-рекламодателей», — объясняет исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев.

При этом собеседник АБН подчеркивает, что на лояльность потребителей влияет не только товарный знак. По словам эксперта, товарный знак — это весь комплекс эмоционального потребительского опыта, который получил человек, взаимодействуя с продуктом. Потребитель не будет покупать продукт, если он ему не нравится.

Сравнивая между собой товарные компаний «Грузовичкоф» и «Газелькин» Алексей Поповичев называет их удачными и хорошо известными потребителям. Он считает, что потребитель в данном случае будет ориентироваться не на товарные знаки, а на качество предоставляемых услуг (время подачи машины, сервис по упаковке и прочее) и их стоимость.

Товарный знак выполняет функцию привлечения внимания, поэтому исполнительный директор «Русбренда» считает, что спор стоит увязывать больше с недобросовестной конкуренцией, чем с борьбой за использование товарных знаков.

Фото: pixabay.com

В свою очередь генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян считает, что про недобросовестную конкуренцию в споре «Газелькина» и «Грузовичкоф» говорить неуместно.

«По использованию ключевых слов в рекламе в России есть устоявшаяся практика судов и ФАС. Использовать ключевики с названиями конкурентов в рекламе абсолютно законно. Главное, чтобы название бренда конкурента не использовалось в самом рекламном сообщении. Практика широко распространена, хотя, конечно, далеко не всем компаниям она нравится», — объясняет АБН Карен Казарян.

Со слов эксперта, «Газелькин» вполне может задавать в контекстной рекламе ключевые слова «Грузовичкоф» и его вариации, поскольку таргетирование на поисковые запросы предполагает действие со стороны самого пользователя. Несмотря на то, что в Арбитражном суде Петербурга приняли сторону истца и обязали «Газелькин» заплатить миллион рублей, Карен Казарян уверен в успешной апелляции по этому делу.

Стоит отметить, что уже после решения суда, в поисковых запросах по слову «Грузовичкоф» на первых строчках выдачи появляются рекламные объявления «Газелькина». При этом обратная ситуация наблюдается и при написании в поисковой строке названия «Газелькин» — ведущие поисковые систему предлагают кликнуть на сайт компании «Грузовичкоф».

В попытке узнать, будут ли игроки рынка грузоперевозок продолжать разбирательства в суде, АБН направило запросы в «Грузовичкоф» и «Газелькин», но к моменту публикации материала ответа получить не удалось.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров