В СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», которое, в том числе, принимает заявки по размещению киосков прессы (нестационарный торговый объект — НТО), сообщили АБН, что такие разрешения не выдают с марта 2020 года. Также приостановлена выдача разрешений на размещение киосков обувных мастерских – под оба вида деятельности ранее можно было арендовать НТО без торгов. Причиной в учреждении назвали эпидемическую ситуацию. Однако предприниматели, которым отказали в выдаче разрешений, предполагают, что на рынке периодической прессы идет зачистка.
Решение о возобновлении выдачи разрешений будет приниматься в Комитете имущественных отношений (КИО) Петербурга, в ведении которого находится СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», объяснили в ГКУ. Разрешения не выдают с марта 2020 года.
По состоянию на сентябрь 2021 года на территории Петербурга действует около 710 договоров, предполагающих размещение НТО по реализации периодической печатной продукции. Таким образом, в городе достигнут норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по реализации периодической печатной продукции, рассказали АБН в Комитете по печати и взаимодействию со сми.
Одновременно, стоит заметить, с рынком киосков прессы в городе происходит что-то непонятное: на улицах Петербурга можно увидеть достаточно ларьков с надписью «Пресса» и занятых под плодоовощную продукцию и другие товары. В январе 2021 года Союз предприятий печатной индустрии (СППИ) направил жалобу в Смольный на имя губернатора Петербурга Александра Беглова в отношении киосков с прессой, которые вместо газет, журналов и книг занимаются торговлей продуктами, напитками и электроникой.
Редкие льготы
Представители Союза заявляли, что недобросовестные предприниматели не раз были замечены в том, что продавали в киосках сухофрукты, кофе, шаверму, в то время, как печатная продукция была представлена в торговых павильонах небольшой стопкой газет. При этом такие объекты продолжали пользоваться льготами, которые город предоставляет киоскам с прессой. В частности, газетные ларьки имеют право на размещение в 50-тиметровой зоне станций метро и школ, а также рядом с остановками общественного транспорта без участия в аукционе. Также им не требуется устанавливать кассовые аппараты.
Смольному предложили установить ограничения, чтобы льготным режимом могли пользоваться киоски, где размещено не менее 70% печатных изданий, остальную долю предлагалось отдать под сопутствующие товары. Тогда комитет по контролю за имуществом провел ряд проверок для выявления нарушителей.
КИО, по сведениям Комитета по печати, за 2021 год в одностороннем порядке расторг более 50 договоров на размещение НТО на основании постоянных нарушений в части целевого использования земельных участков.
А Комитет по печати участвует в заседаниях рабочей группы для снятия разногласий между исполнительными органами государственной власти и киосками периодической печатной продукции.
Идея хороша
Владелица сети петербургских киосков с печатной продукцией Елена Терещенкова подтвердила, что некоторые предприниматели зачастую торгуют орехами и фруктами в предназначенных для газет и журналов объектах. Но чаще всего, по словам собеседницы, в таких киосках продают кофе, а журналы закрепляют на витрине только из-за возможных проверок.
«Сама идея сочетания газет и журналов с кофе была хороша для Петербурга, это дало бы возможность сохранить затухающий бизнес многим предпринимателям. Но у нас, как всегда все видоизменилось, и вместо печати с кофе в киосках оказался только кофе», – рассказала эксперт. Возможно поэтому в ГКУ пока не снимают ограничения по выдаче разрешений, чтобы не плодить «ненастоящие» киоски прессы. Периодическая печатная продукция в подобных НТО не реализуется или реализуется в незначительном объеме. Нарушителей привлекают к ответственности.
«В настоящее время в отрасли распространения периодической печатной продукции существует проблема появления недобросовестных участников рынка, — констатируют в Комитете по печати, — в срок с 01.01.2021 по сентябрь 2021 в комитет пришло более 100 запросов от комитета по контролю за имуществом (ККИ) по вопросу о нарушении условий договоров в части целевого использования земельных участков и около 30 обращений граждан о перепрофилировании киосков по распространению периодической печатной продукции в торговые объекты, занимающиеся реализацией кофе, плодоовощной продукцией, табачными изделиями, мобильными телефонами».
Кто успел первым
«Искоренить бизнес по продаже прессы задачи у власти не стоит. Но сложившаяся законодательная схема не способствует росту бизнеса или хотя бы его сохранению, – предполагает Елена Терещенкова. – Сейчас аренду может получить любой, кто первым подаст документы. Я знаю случаи, когда предприниматели специально нанимают людей, которые занимают очереди с вечера накануне, чтобы стать первыми. Но в ближайшее время КППИТ проведет заседание, на котором будет рассматриваться вариант получения права на аренду для киосков с прессой по системе аукциона».
Елена Терещенкова рассказала, что такой бизнес – далеко не самый прибыльный, по ее словам, «хватает на продукты, лекарства, коммуналку и помощь старикам», однако для его ведения требуются ощутимые затраты сил и времени.
«У нас и старики покупают газеты, программы, дети приходят за коллекционными журналами и альбомами. Кроме того, индустрия обеспечивает огромное количество рабочих мест для пенсионеров. Если все закрыть, вся цепочка печатной индустрии нарушится», – заключила предпринимательница.
По данным Роспечати, в 2019 году доходы издателей от розницы составляли 40,5 млрд рублей, от рекламы, включая интернет — 30,5 млрд руб., от подписки — 16 млрд руб. Во время пандемии печать вошла в число наиболее пострадавших секторов медиарынка.
Помимо этого, в 2020 году количество рекламы в СМИ снизилось почти на 50% до 5,8 млрд рублей, такие данные получила Ассоциация коммуникационных агентств России. В Минцифры выяснили, что в годовом выражении доходы печатных изданий от рекламы упали на порядка 7 млрд рублей, от продаж продукции в рознице – на 10 млрд.