Владельцы полусотни петербургских баров направили обращение к губернатору Александру Беглову с просьбой разрешить общепиту принимать гостей после 23:00. Рестораторы полагают, что действующий комплекс ограничений будет чрезмерным и лишит заведения заработка, и собираются обратиться к федеральным властям. Кроме того, многие предприниматели просят Смольный разъяснить им алгоритм проверки QR-кодов у посетителей.
Петербургские владельцы баров обратились к Александру Беглову с просьбой пересмотреть вводимые ограничительные меры для посещения предприятий общепита. Среди инициатив предлагается отменить запрет работы заведений с 23:00 до 6:00. По словам авторов обращения, из-за этой меры кафе и бары теряют около 50% выручек.
Напомним, согласно дополнениям к постановлению правительства №121, с 1 декабря заведения общепита разрешается посещать только с условием предъявления QR-кодов. При этом все ранее принятые ограничения продолжат действовать. Рестораторы в своем обращении считают такой перечень ограничений избыточным.
Общепит – как вязание
Ограничения по работе в ночное время прошлись по всему общепиту «мелкой дробью», задев представителей всех сегментов рынка, объясняет Михаил Гусейнов, гендиректор сети «Чайникофф», многие кафе которой работали раньше круглосуточно. И попали под удар в том числе маленькие заведения, в которых по ночам занято 3-4 стола, и большие ночные клубы.
«Ночью у нас кто-то с ноутбуком сидит, студенты тихо пишут курсовые, туристы ждут открытие метро. Это же лучше, чем если бы они мерзли на улице, а все необходимые меры мы, законопослушные, соблюдаем. Выручка за ночь составляет порядка двух тыс. рублей. Но общепит – кропотливый бизнес, как вязание. Из этих двух тыс., умноженных на месяц, и складываются наши заработки», – рассказывает ресторатор.
Рисковать и работать по ночам у таких заведений резона нет, продолжает Михаил Гусейнов. В то время как клубы, выручки которых достигают сотен тысяч рублей за ночь, могут позволить себе такой риск – за одно мероприятие можно окупить возможный штраф за нарушение в размере 300 тыс. рублей.
«В итоге самыми пострадавшими оказываются маленькие кафе, где ночная работа также является способом предоставить дополнительные рабочие места. Например, студентам, которые учатся днем, и выходить в смены могут только после занятий»
Бизнес для оптимистов
«Вопросам по проверке qr-кодов у меня много, – признался Михаил Гусейнов. – Боюсь, что контроль будет осуществляться в виде контрольных закупок, как это происходит с другими проверками. Например, я недавно отметил 45-летие и поменял паспорт. До этого ходил с документом, в котором фото – 20-летней давности. И если пограничник специально учился и может определить, принадлежит ли документ предъявителю, то как это сделать 18-летней сотруднице кафе, которая продает кофе и бутерброды».
При этом ресторатор выражает надежду, что проверки не будут преследовать цель «подловить» бизнес на нарушении, а будут направлены лишь на предотвращение нарушений и снижение уровня заболеваемости в городе.
«Если не быть оптимистом, можно и не начинать вести бизнес», – считает собеседник АБН.
Нет понимания системы проверок не только у рестораторов, но и у предпринимателей, где qr-коды у посетителей уже проверяют, в том числе в торговле.
«Опишите алгоритм моего поведения при проверке qr-кода: заходит в магазин человек, по моей просьбе, допустим, показывает код, прошу паспорт, а он отвечает отказом, – пишет владелица магазинов Лариса Бойкова. – Что мне делать? Выталкивать его из магазина? Встать на колени и, рыдая, просить показать паспорт? Не обратить внимания и оформить покупку? А следом придут проверяющие, и я попала на штраф? Как себя вести?»
Как избежать очередей
Также непонятным остается техническая часть при проверке qr-кодов на входе в общественные места. Например, чтобы попасть в центральный выставочный зал «Манеж», код и паспорт необходимо предъявить на улице, перед входом. Посетителей выставки просят приходить ко времени, указанному в билете – так избегают скопления очередей.
В то же время один из старейших петербургских кинотеатров, соблюдая введенные правительством правила, организовал проверки кодов посетителей, которые перед сеансом образовали очередь в холле при входе. Зрители и сотрудники были в защитных масках, однако держать дистанцию старались единицы. В то же время работать полупустым кафе по ночам по-прежнему запрещено.
Отметим, что в предпринимательском сообществе на фоне сообщения об обращении рестораторов к Александру Беглову, прошел слух о том, что введение обязательной проверки qr-кодов могут отложить. Называют срок в 10 дней, однако пока официальных подтверждений этой информации не поступало.
Нет тела – нет дела
Сергей Кирзирьянц, владелец сети островков часовых мастерских «Город мастеров», расположенных в ТЦ, также признался, что не до конца понимает техническую часть проверок выполнения постановления правительства.
«Проверка пришла, откуда они узнают, проверили ли вы паспорт у посетителя или нет? У него проверяющие могут попросить паспорт, но он в праве отказать. Как говорится, нет тела, нет дела», – пишет предприниматель.
АБН обратилось за комментарием в пресс-службу комитета по промышленной политике Петербурга, запрос переадресовали в ситуационный центр – разъяснения по этому поводу уполномочено давать именно это ведомство. На момент выхода публикации издание не получило ответа от пресс-представителя КППиТ и его зампреда Александра Ситова.
Пока общепит готовится проверять qr-коды у петербуржцев, в отели города без кодов заселяются туристы из регионов России. Постояльцам требовалось предъявление сертификатов только во время недавнего локдауна, введенного Смольным на период с 10 октября по 8 ноября, сейчас же такой необходимости нет.
Представители туристической сферы предполагают, что отсутствие требования по qr-кодам в отношении гостей отелей может быть связано с опаской властей, что такая мера может быть воспринята как элемент принуждения населения к вакцинации. Однако эта причина остается лишь на уровне предположений и догадок, как и существенная часть 121-го постановления.