Основные магистрали оставили бизнес за красной линией

В Петербурге владельцы киосков могут лишиться права аренды земельных участков под НТО (нестационарные торговые объекты) с 1 января 2022 года. Именно в этот день заканчивается действие моратория, наложенного на постановление правительства, запрещающее размещение торговых объектов на 137 улицах города, считающимися основными магистралями. Предприниматели и общественные деятели объяснили, чем грозит бизнесу и жителям Петербурга грядущее нововведение, решить вопрос с которым не удается более восьми лет. Кстати, в Москве всего 8 улиц, на которых запрещено размещение НТО.

Петербургские общественные организации малого и среднего бизнеса обратились к законодателям с просьбой обратить внимание на проблемы, с которыми столкнутся с 1 января 2022 года владельцы нестационарных торговых объектов (НТО). Так, до конца текущего года для добросовестных предпринимателей был предусмотрен мораторий, защищавший   участки с киосками, которые оказались в границах красных линий основных транспортных магистралей Петербурга. НТО, которые находятся на 137 улицах и проспектах, входящих в перечень, утвержденный Смольным, станут незаконными. Так, лишиться бизнеса могут арендаторы 3,7 тыс. объектов, при их общем количестве порядка 5,5 тыс.

Постановление №1045

«Все торговые павильоны и центры были автоматически перенесены в городскую схему размещения нестационарной розницы еще по распоряжению губернатора Георгия Полтавченко, позднее, в 2012 году было издано постановление правительства №1045, в котором появился список основных магистралей», – объяснила Янина Гришина, председатель РОО «Содействие малому бизнесу».

Указанное постановление регламентирует критерии нахождения в законном поле НТО. Однако из-за несоответствия правовой базы для существующих и новых объектов, губернатором был объявлен мораторий, срок действия которого истекал в 2018 году, разъяснила эксперт.

В обращении отмечается, что до 2015 года рабочие группы при комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка вели работу по корректировке перечня основных магистралей с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации в городе.

«По тем или иным принципам на указанных магистралях нельзя размещать НТО, – продолжает Янина Гришина. – Но у нас отсутствует как таковое понятие «основных магистралей». Условно, их перечень был перенесен из одного методического документа в другой, без объяснения причин и приведения критериев отбора».

Мораторий Георгия Полтавченко позволял предпринимателям перезаключать договоры аренды на размещение уже существующих НТО без учета перечня основных магистралей – объекты были построены на законных основаниях до вступления в силу постановления. Мораторий продлили до конца 2019 года, однако решения по списку улиц не было принято, альтернативных мест для ведения бизнеса предпринимателям не выделили. По этой причине, а также из-за начала пандемии и с целью сохранить бизнес, действие устного моратория продлили до конца 2021 года.

Нужна ясность

В течение пяти лет пункт о решении вопроса с перечнем основных магистралей был заявлен для обсуждения на городских форумах по поддержке малого и среднего предпринимательства, однако ситуация никак не изменилась до сих пор, подчеркивает Янина Гришина. Для сравнения, в Москве в аналогичный список входит восемь магистралей, на которых запрещено размещение НТО.

«Но мораторий не решает указанной проблемы, а лишь временно ее откладывает. Такая неопределенность создает большую напряженность в предпринимательском сообществе, препятствует развитию и реконструкции объектов», – говорится в обращении в ЗакС. Янина Гришина объясняет, что в адрес исполнительных органов власти общественники с этой проблемой обращались неоднократно, и вот теперь наступил черед законодателей.

Отметим, что в перечень из 137 магистралей, на которых нельзя установить НТО входят как центральные улицы (Загородный пр., Дворцовая наб., Кронверкский пр.), так и улицы в спальных районах (например, г. Колпино Вокзальная ул., Индустриальный пр., Шлиссельбургский пр. и другие) вокруг которых сосредоточена торговая деятельность. Янина Гришина подчеркнула, что НТО – это не только киоски с шавермой, но и значимые для развития инфраструктуры районов рестораны, ремонтные мастерские, киоски, осуществляющие торговлю печатной продукцией, цветами и театральными билетами.

По словам Янины Гришиной, с 1 января продлить договоры аренды на размещение НТО их владельцы не смогут, согласно действующему законодательству. Кроме того, существующий мораторий был объявлен и продлевался на устной основе, по сути он не является документом.

Не решение вопроса с перечнем основных магистралей не дает возможности развиваться бизнесу. Предпринимателям приходится вкладывать от 300 тыс. рублей на открытие киоска на фоне того, что представители городского правительства в любой момент могут аннулировать договор аренды участка под НТО, находящегося на одной из указанных улиц.

«В киосках работает много петербургских пенсионеров и граждан предпенсионного возраста. И несмотря на то, что они получают небольшие зарплаты, для них получение дополнительного дохода является существенной поддержкой», – добавила Янина Гришина. Также одним из возможных последствий эксперт назвала приход на место существующих НТО нелегального бизнеса, из-за чего убытки понесет городской бюджет, потеряв тысячи налогоплательщиков.

Вопросы бизнеса

«Ну, почему на Бухарестской или Будапештской улицах нельзя торговать фруктами или овощами? – спрашивает предприниматель Ашот Эфендиев, владелец сети продовольственных магазинов, – это не Невский, не Московский, не Лиговский проспекты, почему нельзя, чтобы у покупателей не было альтернативы походам в «Пятерочку» или «Магнит»?

Эксперт сообщил, что пять лет назад с большим трудом он продлил договор на один из своих торговых павильонов на Бухарестской улице на пять лет, заручившись согласованиями с КГА, комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (упразднен -Ред.), районной администрацией. «Город в результате прекращения моратория может потерять до 2 млрд налогов, но и это еще не все — тысячи людей останутся без работы, — делает вывод Ашот Эфендиев. — И куда они пойдут? Совершенно очевидно, расцветет незаконная торговля».

С коллегой согласился владелец сети киосков с сувенирной продукцией Андрей Россинский. Предприниматель отметил, что в центре значительная часть НТО работает нелегально, они не оплачивают аренду участков, не платят налогов, работают без кассы. Добросовестные предприниматели стараются конкурировать с бизнесом, который ведется «по-серому», однако у последних есть очевидные преимущества.

Нелегальная альтернатива

«Их как будто не существует, а поэтому к ним не может прийти проверка. Налоги за сотрудников такие предприниматели не платят, зато их платит бизнес, работающий «по — белому». Если размещение на 133 магистралях города запретят, на месте одного легального бизнеса возникнет 2-3 незаконных. И ситуация не изменится, пока в городе не появится политическая воля, с помощью которой смогут решить вопрос», – считает бизнесмен.

Работа нелегального бизнеса выливается в миллиардные потоки мимо казны города, добавил собеседник АБН. О том, кому это может быть выгодно, Андрей Россинский предложил подумать самостоятельно.

Авторы обращения призывают скорректировать перечень основных магистралей с учетом мнения профильных органов исполнительных власти, администраций районов и обязательно с участием бизнес-сообществ. Также просьба касается восстановления постоянной работы специализированного органа, который бы с учетом мнения всех причастных сторон мог оперативно вносить изменения в данный перечень.

По мнению Ашота Эфендиева, решением проблемы могло бы стать исключение значительной части городских улиц из перечня основных магистралей – пусть их останется 50-60.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров