До пожизненного срока: какие наказания за ДТП отрезвят водителей в России

Пьяное вождение продолжает оставаться острейшей проблемой на российских дорогах, а кадры резонансных аварий и наездов еще долго после инцидента тиражируются в СМИ. На этом фоне в обществе не утихают споры об увеличении штрафов для водителей за езду в пьяном виде.

По данным ГИБДД, только за первые шесть месяцев 2021 года в «пьяных» ДТП в России погибло более 1 тысячи человек, еще около 6 тысяч человек считаются пострадавшими. Действенный способ спасти жизни и здоровье россиян предлагает предприниматель и автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. Но надо понимать, что положительный результат здесь во многом зависит от участия государства и законодательной поддержки его инициатив.

Для начала обрисуем масштаб бедствия. Например, в 2020 году в каждом седьмом дорожно-транспортном происшествии участвовали нетрезвые водители. Всего ГИБДД насчитало 18,5 тысяч таких случаев за прошлый год. В результате от действий пьяных водителей за год погибло более 4 тысяч человек, а еще более 24 тысяч человек получило травмы.

«Такое огромное количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей», — делает вывод Дмитрий Давыдов.

Автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает не изобретать велосипед, а менять законодательство с опорой на опыт других стран. В качестве примера он приводит подход двух развитых государств Азиатско-Тихоокеанского региона — Японии и Южной Кореи. Правила дорожного движения там на порядок более суровы, а показатель смертности на дорогах значительно ниже, чем в России.

После ужесточения наказания за нарушение правил ДТП смертность на японских дорогах снизилась почти в 3 раза. По статистике, в Японии от ДТП погибает почти в 4 раза меньше людей, чем в России, а количество смертей от ДТП с пьяными водителями ниже в 5-6 раз. Определяющим моментом становится суровость местных законов, чего нельзя сказать о российских реалиях.

Даже нежелание проходить тест на алкоголь в стране восходящего солнца считается серьезным нарушением и грозит жестким денежным штрафом и лишением свободы. При ДТП со смертями или увечьями у пострадавших можно оказаться за решеткой на 15 лет.

Фото: baltphoto

Отдельные наказания в Японии прописаны для тех жителей, кто пригласил водителя выпить, предоставил ему свой автомобиль или осознанно ехал как пассажир с нетрезвым водителем. Во всех случаях человек рискует получить большой штраф и лишиться свободы. Все фигуранты дела о нетрезвой поездке могут быть привлечены к ответственности.

«Наказание может понести не только пассажир, но и сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь, зная, что клиент за рулем. Поэтому даже в элитных ресторанах в Японии официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у клиентов, приехали ли они на автомобиле и кто их повезет, когда они поедут обратно», — отмечает Дмитрий Давыдов.

Сложно поверить, но в Южной Корее наказание за нетрезвое вождение еще жестче, и в отдельных случаях при ДТП с летальным исходом, виновник может попасть за решетку навсегда. Результаты здесь проявились практически моментально – уже в первые два месяца после ужесточения закона количество аварий с жертвами из-за пьяных водителей в Южной Корее снизилось на десятки процентов.

Да, с 1 июля 2021 года в РФ вступил в силу закон, который ужесточает наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде. Но этого, как полагает Дмитрий Давыдов, все равно недостаточно.

Начать он рекомендует с увеличения размера штрафа и срока лишения прав за управление автомобилем в состоянии опьянения. За первое подобное нарушение Дмитрий Давыдов предлагает штрафовать до 100 тысяч рублей и лишать прав на срок до трех лет. Аналогичное наказание, по его мнению, стоит предусмотреть и за передачу авто нетрезвому водителю.

«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку помимо риска долгосрочного лишения прав, каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — утверждается на странице проекта «20 идей по развитию России».

Японский опыт предлагается перенять России и в части ответственности пассажиров, которые знают, что их везет выпивший человек. Причем сам пассажир может быть и трезвым. По мнению Дмитрию Давыдова, не сумев отговорить нетрезвого водителя и воспользовавшись его услугами, «такие пассажиры становятся соучастниками преступления».

Как показывает мировой опыт, при успешной реализации этого комплекса мер сотни и даже тысячи россиян могут сохранить свои жизни и здоровье. Россияне в большинстве своем идею одобряют, так как понимают, что никто не застрахован от случайного попадания под колёса недобросовестному водителю. Дело осталось за малым — заручиться поддержкой со стороны законодателей.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров