«Магнит» объявил о покупке основанной в Петербурге продуктовой сети «Дикси». За 92 млрд рублей ко второму по обороту ретейлеру в стране перейдет более 2,6 тысяч магазинов в двух столицах и регионах. Эксперты в разговоре с АБН оценили влияние сделки на рынок продовольственного ретейла в Петербурге и России.
Сеть «Магнит» приобретет 2 651 магазин «Дикси», расположенных в Москве, Петербурге и регионах, а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт».
Предварительно озвучена сумма сделки в 92,4 млрд рублей, однако окончательные условия зависят от выполнения ряда условий обеими сторонами. Закрыть сделку компании планируют до 31 августа, с возможностью продления этого срока до 20 сентября при определенных обстоятельствах.
Независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов в комментарии для АБН заявил, что названная цена покупки «Дикси» в большей степени является договорной, а так как стороны еще могут изменить указанную сумму, то оценивать ее сейчас не имеет смысла.
«Мы знаем количество магазинов, но какая доля торговых точек находятся в собственности компании, какая – в аренде, нам неизвестно. В целом мы не видели оценки активов продавца. Поэтому 92 млрд – это та сумма, которая устроила участников сделки», – сообщил эксперт.
Со своей стороны генеральный директор INFOLine Иван Федяков предлагает оценивать сумму сделки с разных сторон. По его словам, из расчета за квадратный метр приобретаемых объектов цена выглядит высокой, но для борьбы за лидерство можно было заплатить и больше.
Но в целом одна из крупнейших в истории российского ретейла, по мнению экспертов, выглядит интересно для всех ее сторон — акционеры «Дикси» по высокой цене выходят из бизнеса, а у «Магнита» появляется шанс вернуться к борьбе с X5 Retail Group за первое место (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).
Как прогнозирует глава INFOLine, по итогам года «Магнит» сможет нарастить выручку до 20% к прошлому году. Особенно заметно сделка отразится на домашнем для «Дикси» рынке Петербурга.
«Дикси» традиционно хорошо представлен в центральной и северо-западной частях РФ, потому что это домашние для ретейлера регионы, а «Магнит» сюда зашел значительно позже. Он явно опоздал с выходом в Петербург, поэтому развивается последние года три там очень тяжело, объектов для открытия магазинов не хватает. «Магнит» покупает магазины и получает доступ к ценному для развития сети региону», — считает Иван Федяков.
Можно предположить, что позиции X5 Retail Group в Петербурге теперь выглядят особенно уязвимыми. С одной стороны на них давит ФАС, а с другой усиливающийся конкурент
Предварительная оценка долей сетевых магазинов на петербургском рынке розничной торговли продуктами питания за 2020 год говорит о возможном превышении X5 Retail Group допустимого порога в 25%.
По крайней мере к таким выводам в своих расчетах пришел директор Центра исследований рыночной среды и эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Петербургу Дмитрий Даугавет.
Согласно его расчетам, «Дикси» и «Магнит» после ухода «Интерторга» расположились на 4 и 5 месте с долями рынка в 7,2% и 6,9%. После поглощения «Дикси» «Магнит» значительно приблизится к владельцу «Пятерочек» в Петербурге, обойдя «Ленту» и «Окей».
При этом в X5 Retail Group тоже не стоят на месте. Как подсчитал Даугавет, их доля в городе выросла с 27,4% в 2019 году до примерно 30% за 2020 год, в основном за счет «Пятерочки» и отчасти «Перекрестка».
Что касается влияния продажи «Дикси» на рынок продовольственного ретейла в целом по стране, то оно тоже будет заметным. Анфиногенов говорит об отчетливом движении к образованию холдинга вроде «Госторговля» или «Ростерейл».
«Такой холдинг мог бы осуществлять доставку от производителя до покупателя за оптимальную стоимость, что позволит покупателям не переплачивать за ненужные ему опции, которые навязывает современная система ретейла. Эту идею подтверждает набирающий популярность формат простых магазинов «у дома», дискаунтеров и точек с удобным расположением и понятным ассортиментом. Потому что «мода на переплату осталась в 90-х», а все возможное следует подвергать оптимизации», — добавил эксперт FMCG рынка.
В то же время собеседник АБН настаивает, что контроль за ретейлерами в ряде аспектов должен быть регламентирован государством, в том числе в части увода заработанных ретейлерами денег за рубеж и нормативов по различным категориям на маржинальность.
На момент сделки «Дикси» входила в «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», которой владели собственники группы «Меркурий» Игорь Кесаев и Сергей Кациев (51%) и основатель «Красного и белого» Сергей Студенников (49%).