Парковке самокатов в Петербурге прописали народный контроль

Комитет по транспорту Петербурга призвал горожан внести предложения в документ, который упорядочит парковку электросамокатов на улицах города. Эксперты АБН оценили значимость изменений.

С инициативой внести изменения в правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части размещения на городских улицах самокатов, сигвеев и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) выступил комитет по транспорту.

Как уже неоднократно обращали внимание петербуржцы, в настоящее время они являются серьезной проблемой — не только создают препятствия движению пешеходов, но и становятся причиной множества ДТП.

Горожанам предложили оценить готовящиеся изменения и предложить собственные инициативы. Проект постановления размещен на интернет-портале для публичного обсуждения. В профильном комитете Смольного предлагают размещать самокаты только на специальных прокатных пунктах, размер и внешний вид которых будут строго регламентированы. Здесь же планируют парковать электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочие СИМ.

«Я считаю, что правила парковки электросамокатов, сигвеев, гироскутеров и прочего индивидуального транспорта в Петербурге регулировать нужно. Можно попытаться как-то организовывать специальные парковки для самокатов при финансировании со стороны владельцев бизнеса. Нужно огораживать их, делать специальную разметку мест хранения», — считает эксперт в сфере транспорта и экологии Евгений Лихачев.

При этом создание специальных пунктов аренды, по мнению собеседника АБН, не предполагает система шеринга таких видов транспорта. По его словам, они внедряются не для того, чтобы арендовать самокат, покататься и вернуться на прежнее место, а доехать из пункта А в пункт Б.

Фото: Baltphoto

На случай нарушения правил парковки условного самоката, в комтрансе также продумали порядок действий. Предполагается, что сотрудники районных администраций будут перемещать их в «место последующего хранения». Предварительно представитель местного органа власти будет составлять соответствующий акт.

Забрать со «штрафстоянки» электросамокат владелец сможет самостоятельно, предварительно оформив заявление. Узнать о местонахождении эвакуированного СИМ можно будет по телефону либо на сайте.

В комтрансе ожидают, что новые меры обеспечат комфортное и безопасное передвижение по улицам города всех участников движения. Петербуржцы в реальном времени могут ознакомиться с текстом документа и внести свои предложения, а также ознакомиться с паспортом проекта акта, в котором будет отражаться ход работы над проектом.

Транспортный аналитик Дмитрий Адамидов в разговоре с АБН привел пример Москвы, где для хранения электросамокатов построили специальные слоты, которые будет легко убрать в конце сезона. Необходимость таких слотов обусловлена также тем, что с началом дождей в Петербурге использование электросамокатов может грозить неисправностями и ударами током при попадании воды.

Эксперт подчеркнул, что в строительстве колоссальных сооружений смысла нет. По мнению Дмитрия Адамидова, в целом масштабное развитие инфраструктуры конкретно для СИМ не имеет большого смысла, так как велика вероятность того, что популярность такого транспорта может начать снижаться через некоторое время по причине отказа россиян массово пересаживаться с автомобилей на самокаты.

«Такой бизнес является низкомаржинальным, если город не построит инфраструктуру. Тогда предпринимателям останется только сдавать в аренду самокаты и получать за это прибыль», – объяснил собеседник АБН.

При этом Дмитрий Адамидов подчеркнул, что для сервисов доставки использование электросамокатов и мопедов имеет смысл из-за ситуации с пробками. Что касается СИМ, по мнению специалиста, они останутся на уровне развлечения для туристов и местных жителей.

Фото: Baltphoto

По некоторым данным, к началу летнего сезона число самокатов на рынке Петербурге достигало 5 тысяч штук. О своем присутствии на рынке заявляли как минимум 9 компаний. При этом еще за год до этого число самокатов в Северной столице не превышало тысячи.

Стоит отметить, что проблема регулирования рынка самокатов и других мобильных средств передвижения существует и в других странах. В тех же европейских странах распространение электросамокатов произошло на несколько лет раньше. Например, когда в Германии участились несчастные случаи с СИМ, их использование запретили. И только создав строгий свод правил около двух лет назад, тогда еще новый вид транспорта легализовали вновь.

Водителям электросамокатов разрешили ездить только по велодорожкам, а в их отсутствии – выезжать на проезжую часть. Передвигаться по тротуарам категорически запретили. Позже самокатчикам предложили позволить пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта.

Скорость электроскутеров в городе ограничили 20 км/ч, мощность двигателя не должна превышать 500 ватт, а водителю должно быть не меньше 14 лет. В 2019 году вносились предложения о введении специальных водительских прав для управления СИМ, получить которые можно будет после прохождения курсов вождения, однако до этого пока не дошло.

Электросамокат в Германии страхуется аналогом автомобильного ОСАГО для покрытия нечаянного ущерба третьим лицам. Без страховки невозможно получить обязательный номерной знак. Стоимость страхования составляет 20-60 евро в год, по данным 2020 года.

Фото: pixabay.com

Похожая история развития этого вида транспорта имела место и во Франции. Только в Париже с 2013 по 2018 год, по данным издания Le Parisien, случилось более 1,3 тыс. аварий, участниками которых стали так называемые «личные моторизированные средства передвижения» (ЛСМП).

После того, как первый водитель электросамоката, 25-летний парижанин, погиб при столкновении с грузовиком, власти перешли к решительным мерам. После введения определения ЛСМП скорость такого транспорта ограничили 25 км/ч, запретили передвигаться по тротуарам, а также перевозить пассажиров.

За выезд на пешеходную зону нарушителю грозит штраф в 135 евро, за нарушение скорости придется заплатить 1,5 тыс. евро. Также водителей обязали не ездить в наушниках, оборудовать ЛСМП гудком и носить светоотражающую одежду.

Что касается парковок, французское правительство предоставило решение этого вопроса городским властям. Однако на уровне государства запретили бросать ЛСМП в местах, где они препятствуют передвижению пешеходов.

Власти Испании еще пять лет назад разделили на четыре класса все индивидуальные средства передвижения, регламентировав использование каждого из них. Сигвеи, моноколеса и электросамокаты попали в одну группу.

Для парковки самокатов в Валенсии разрешили использовать велосипедные стойки. В случае их отсутствия в радиусе 50 метров, оставить самокат можно у предметов уличной мебели на срок до 72 часов. Привязывать транспорт к деревьям при этом запрещено.

В Барселоне оставлять индивидуальное средство передвижения можно только на парковках для мотоциклов и велосипедов. Парковать у скамеек, деревьев, на тротуарах и пешеходных зонах строго запрещено.

В Японии сигвеи, гироскутеры, моноколеса и электросамокаты также не стали частью транспортной инфраструктуры. Для таких средств передвижения не создали правил и регламентов, а ездить на них по всей территории государства по сути запрещено.

Тогда как велосипеды являются одним из популярных видов транспорта во многих регионах, а их использование на городских улицах регламентировано соответствующими указами.

Как отметил один из экспертов в транспортной сфере, после того, как в мае-июне проблема нерегламентированного использования электросамокатов привела к росту числа аварий, на нее обратили внимание не только городские власти. В итоге это привело запрету использования СИМ на ряде улиц, на других ограничили скорость катания, и напряжение немного снизилось.

Помогут ли новые правила создать безопасную среду для каждого участника дорожного движения, или властям вместе с владельцами сервисов придется предпринимать дальнейшие шаги, покажут оставшиеся до наступления холодного сезона несколько недель.

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров