Маркировка теперь позволит проследить за финансовыми потоками

Предприятия, зарегистрированные в системе «Честный знак», получат доступ к информации о текущем владельце выпущенного ими товара, количестве находящихся в обороте и проданных товаров. Ожидается, что благодаря нововведению бизнес сможет получать до 200 млрд дополнительных доходов в год, больше остальных выиграют производители молочной продукции, табака, кондитерских изделий и лекарств. АБН узнало у предпринимателей, будут ли они пользоваться этой опцией, и кому она может быть выгодна.

Бизнес получит доступ к информации о товаре, подлежащему обязательной маркировке, из базы данных системы «Честный знак». Соответствующее правки в постановление № 1955 подписал председатель правительства России Михаил Мишустин 28 декабря 2021 года.

Получив доступ к данным, бизнес сможет получать дополнительный доход в размере до 200 млрд рублей, производители молочной продукции – до 53 млрд рублей, табака – 34 млрд рублей, кондитерских изделий – до 32 млрд рублей, подсчитали в Высшей школе экономики.

Кроме того производители и импортеры, зарегистрированные в «Честном знаке», получат возможность получать информацию о нынешнем владельце выпущенного товара, а также об объеме проданного и находящегося товара в обороте. Также будет можно узнать, где и когда был реализован товар в розницу, и мониторить средний уровень цен в каждом субъекте страны.

Производители, как ожидают в «Честном знаке», смогут отслеживать уровень спроса на свою продукцию в конкретных местах, перейдя таким образом на так называемый формат Just In Time, который подразумевает снижение количества запасов на складах.

Долгожданное решение

«Вопрос предоставления доступа бизнесу к данным системы неоднократно обсуждался на различных уровнях, поднимался бизнесом из большинства отраслей. Решение можно назвать долгожданным. Система изначально накапливает данные для формирования заложенных в постановлении отчетов, в скором времени мы будем готовы их открывать. Компании смогут в полной мере пользоваться инструментами, которые дает «Честный знак» легальным участникам оборота», –– отмечает заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий, оператора системы «Честный знак», Реваз Юсупов.

В НИУ ВШЭ также говорят, что производители и импортеры смогут исключить из цепочек неэффективных посредников, а также снизить уровень запасов. Розничной торговле опция поможет бороться с мошенничеством.

«Российские магазины ежегодно теряют до 0,5 трлн рублей из-за краж сотрудников и покупателей, мошенничества поставщиков и неэффективного менеджмента. Получение информации по движению каждой единицы товара может принести им свыше 142,6 млрд рублей в год», — говорится в исследовании.

Однако пользователи не так уверены в успехе новых опций системы. Так, например, Ирина Валерианова, владелица сети магазинов женской одежды «Монплезир» и сооснователь Ассоциации непродовольственной торговли, сомневается, что нововведение призвано помочь оптовикам.

Фото: vk.com/chestnyznak

Нужны потоки

«Эта новая опция в «Честном Знаке», по моему мнению, вводится прежде всего для лучшего планирования и перехватывания финансовых потоков крупными производителями, – говорит собеседница АБН. – У меня был опыт, когда я была дистрибьютором в России мировых брендов женской одежды и галантереи и открывала магазины и корнеры в торговых центрах и универмагах, том же Большом Гостином дворе, Пассаже и других. Многие представители брендов сами осуществляли доставку товара на точки и через какое-то время информация об обороте каждой точки, востребованных позициях и пр. была собрана, и затем нам следовало предложение: вы здесь закрываетесь и работаете в другом месте, а здесь будут работать собственные магазины бренда. Так они отбирали топовые, самые доходные, места, а нас использовали как маркетинговый инструмент. Сейчас система 1С и так позволяет отслеживать ценообразование, сбыт и другие параметры», — уверена эксперт.

Светлана Молчанова, президент Союза производителей изделий легкой промышленности, член рабочей группы по маркировке при Минпромторге, считает, что производителям пока не понятно, будут ли новые опции им полезны. «Существующие другие системы и программы уже дают возможности отследить движение товара и ценообразование, –– говорит она, –– в Петербурге 475 производителей изделий легкой промышленности, все они, в основном, на начало года загружены работой, маленькие производства отшивают маленькие партии, спрос есть, но денег даже у крупных производителей нет –– их беспокоят кассовые разрывы, торговые сети платят с большой задержкой: наверное, на все влияет общая ситуация с ограничениями в торговле и тянущаяся второй год пандемия».

История вопроса

«Честный знак» является крупнейшей системой маркировки и прослеживания товаров в России, обязательной маркировке уже подлежат шубы, обувь, товары легкой промышленности, табачные изделия, лекарства, молочная продукция, шины и другие товары. К 2024 году большинство товаров, производимых в России и ввозимых в Россию, должны быть промаркированы кодами Data Matrix системы «Честный знак».

Оператором системы в 2017 году распоряжением правительства РФ без конкурса назначена компания Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), 50 % в которой принадлежит структуре предпринимателя Алишера Усманова и его партнерам. Каждый код вместе с налогом обходится пользователю системы в 60 копеек вместе с НДС.

Применение системы маркировки началось в 2016 году с меховых изделий, весь 2021 год нелегко прошел для продавцов и производителей изделий легкой промышленности — они внедряли маркировку с большими трудностями, что даже обсуждалось на всероссийском съезде уполномоченных по защите прав предпринимателей в Москве. С 1 июня 2021 года стартовала маркировка сыров и мороженого, с декабря 2021 — молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток.

В 2022 году стартует маркировка велотоваров и упакованной воды –– с 1 марта, с 1 декабря – молочной продукции, произведенной фермерами и сельхозкооперативами.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров