Пять лет вместо четырех: откажется ли Россия от бакалавриата

Российское высшее образование стоит на пороге крупных изменений. Обсуждаются радикальные реформы, которые затронут структуру учебных программ, принципы поступления и сам подход к подготовке специалистов. Что стоит за отказом от Болонской системы и как это повлияет на абитуриентов и студентов, АБН24 рассказал руководитель агентства по подбору и развитию персонала АМАЛКО Гарри Мурадян.

1

Фото: freepik.com

Основное направление изменений – отказ от Болонской системы, предполагающей многоуровневую модель бакалавриат-магистратура, и возвращение к традиционной системе специалитета, при которой обучение длится пять лет и завершается получением полноценной профессиональной квалификации. Эти перемены затрагивают не только студентов и преподавателей, но и родителей, которым предстоит ориентироваться в переходной ситуации: уже в ближайшие годы возможны изменения в программах, правилах поступления и аттестации.

«Официальные заявления подтверждают: страна отказывается от западной модели и возвращается к единой пятилетней подготовке специалистов. Предполагается, что магистратура останется как форма углубленного научного или элитного образования – например, в научных, творческих или инженерных областях, где требуется дополнительная специализация. В то же время бакалавриат, как самостоятельная ступень, может быть сокращен или полностью исчезнуть из большинства направлений подготовки», — пояснил спикер.

Причин изменений несколько. Во-первых, усиливается недовольство Болонской системой: по мнению многих работодателей, бакалавры часто оказываются недостаточно подготовленными к реальной профессиональной деятельности. Во-вторых, растет спрос на специалистов, обладающих не только теоретической базой, но и прикладными навыками – тех, кто после вуза может сразу включаться в работу без необходимости дообучения или адаптации. В-третьих, есть внешнеполитический аспект: дистанцирование от западных образовательных стандартов и возвращение к собственным традициям – это часть общего курса на суверенизацию образовательной системы. 

Фото: личный архив Гарри Мурадяна

«Наконец, в условиях структурных изменений в экономике возникает потребность в квалифицированных кадрах «по-старому образцу», которые смогут брать на себя ответственность с первых дней работы. Переход к новой системе будет происходить постепенно, на это потребуется не менее трех-пяти лет. Уже в ближайшее время выпускники школ могут столкнуться с изменениями в правилах поступления, и обучение для них будет проходить по программам специалитета. Новые стандарты могут вводиться поэтапно, поэтому важно внимательно отслеживать информацию от вузов, особенно по интересующим направлениям», — подчеркнул собеседник агентства.

Что касается уже полученных дипломов бакалавра и магистра – они сохранят юридическую силу и будут признаваться работодателями. Те, кто учится сейчас, завершат образование по текущим стандартам. Однако стоит учитывать, что набор на программы бакалавриата и магистратуры может быть постепенно ограничен – особенно там, где решено переходить на специалитет.

«На рынке труда будут востребованы как новые выпускники-пятикурсники, так и недавние бакалавры и магистры, особенно если речь идет о научной деятельности, международных проектах или крупных компаниях. Главным критерием ценности диплома все больше становится не его формальный статус, а содержательная насыщенность, практическая подготовка и отраслевой контекст. В этой связи набирает популярность и другая тенденция – ориентация на среднее профессиональное образование после 9 класса, где выпускники быстрее выходят на рынок труда. Для некоторых регионов и отраслей это стало настоящим KPI», — заключил Мурадян.

Российская система образования вступила в фазу активного переформатирования, и всем участникам — от родителей до вузовских преподавателей – важно понимать направление этих перемен, чтобы адаптироваться к ним и максимально эффективно выстраивать образовательную траекторию.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров