Количество штрафов за превышение скорости в России продолжает стремительно расти и переваливает уже за 120 миллионов случаев в год. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает решать проблему с упором на современные технологии – через внедрение специальной интеллектуальной системы контроля за скоростью.
Лихачи на дорогах
Превышение скорости остается самыми распространенным нарушением правил дорожного движения на российских дорогах. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего количества штрафов. В количественном выражении они выросли до 124 млн, что оказалось сразу на четверть больше по сравнению с данными годом ранее.
Статистика наглядно показывает, что многие россияне пренебрегают скоростным режимом на дорогах. При этом именно превышение скорости чаще всего приводит к авариям, которые становятся причиной смертей и травм для многих тысяч россиян.
Ситуацию со смертностью на дорогах может улучшить национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализуемый по распоряжению президента. По планам нацпроекта, к 2030 году смертность на дорогах в России должна снизиться почти в 3 раза – до 4 человек на 100 тысяч населения. Планы стран Евросоюза выглядят еще более амбициозными – свести смертность к нулю к 2050 году.
«Поэтому для того, чтобы амбициозные планы в России осуществились, предлагаю перенять европейский опыт в плане противодействия нарушению скоростного режима», — заявляет Дмитрий Давыдов.
Интеллектуальный ассистент
Определяющим моментом в борьбе со смертностью в Европе должна стать специальная интеллектуальная система контроля за скоростью – так называемая Intelligent Speed Assistant (ISA). Все новые автомобили, которые поступают на европейский рынок, должны обладать ей с июля 2022 года. А продажа и регистрация новых автомобилей без оснащения ISA окажется под запретом уже с 2024 года.
Но что собой представляет интеллектуальный ассистент? Как объясняет автор «20 идей», ISA использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и подключенную через GPS базу данных ограничений скорости.
При нарушении правил, помощник сначала предупреждает водителя характерным звуком и вибрацией, а потом может перейти к постепенному снижению скорости. Система в этом случае вмешивается в процесс вождения, хотя водителю все же оставляют возможность в экстренных случаях обойти ограничения, нажав сильнее на педаль газа.
«Я предлагаю на законодательном уровне установить обязательное оснащение всех автомобилей аналогичными системами интеллектуального ассистента скорости. Такое оборудование может быть как встроенным в заводскую комплектацию автомобиля, так и установленным специализированными сервисными компаниями», — уверяет Дмитрий Давыдов.
Результат реформы
По мнению автора «20 идей», рынок может подстроиться под новый технический регламент за три-четыре года после принятия соответствующего закона. Дополнительно он предлагает к этому моменту по примеру Европы запретить регистрацию новых автомобилей без интеллектуального ассистента скорости.
Результат подобной реформы выглядит очевидным уже сегодня. С одной стороны, любое зафиксированное превышение скорости будет говорить о намеренном нарушении ПДД водителем — такие действия должны получить оценку по всей строгости закона. Но что гораздо важнее, количество аварий по причине нарушений скорости будет сведено к минимуму, в результате чего тысячи россиян сохранят жизнь и здоровье.