Эффективный рекрутинг: как сократить расходы и повысить качество найма

Качественный подбор персонала влияет на успех всей компании. При этом для оценки эффективности рекрутинга работодатели используют различные показатели — от скорости закрытия вакансии до стоимости найма одного сотрудника. О том, как улучшить основные из них, расскажем в этом материале.

Универсального подхода к измерению эффективности найма, пожалуй, нет. Показатели успешности рекрутинга меняются в зависимости от конкретных целей бизнеса. Однако выделяют три ключевых критерия, с помощью которых можно оценить HR-процессы в компании любого профиля и размера. Это затраты на подбор одного сотрудника, время закрытия вакансии и эффективность источников поиска кандидатов.

При этом достижение показателей зависит не только от профессионализма HR-специалиста или другого человека, который занимается наймом в компании, но и от инструментов, которые они используют. Так, современные технологии автоматизации, которые предлагают крупные рекрутинговые сервисы, способны ускорить трудоёмкий процесс и сделать его удобнее и прозрачнее. Это подтверждают и представители компаний, применяющие автоматизацию на практике. Разберёмся с каждым из показателей подробнее.

Фото: pexels

— Затраты на подбор одного сотрудника. Бюджет найма зависит от должности, на которую подбирается сотрудник, зарплаты самого рекрутера, используемых каналов привлечения и многих других факторов — от конкуренции в регионе до сезонности бизнеса. Чтобы рассчитать среднюю стоимость найма одного работника, все затраты на него делятся на общее число нанятых работников. Согласно классическому проектному треугольнику, вложенные в рекрутинг деньги, время и силы взаимосвязаны: если сотрудник нужен срочно, то понадобится больше финансов и усилий, если нужно нанять дешевле, то увеличится время на поиск. И каждый фактор будет изменяться в зависимости от запроса. Но любой работодатель стремится к снижению расходов без ущерба эффективности. 

Специализированные job-сервисы по подбору персонала предлагают различные инструменты для сокращения затрат. Например, тариф с оплатой только за отклики соискателей от платформы Авито Работа. Его уже успели оценить некоторые российские компании.

«Эксперименты позволяют найти новые точки дальнейшего роста. После перехода на тариф с бесплатной публикацией вакансий мы получили хороший трафик, один отклик для нас сейчас стоит в три раза меньше, чем раньше», — рассказали в компании «ВкусВилл».

Как добавили в «Русской Телефонной Компании» (бренд Розничная сеть МТС), это позволяет лучше оценивать, куда идут средства, а также перераспределять расходы.

«Мы всегда были сторонниками внимательной и тщательной работы с откликами и считаем, что продуманные инструменты аналитики помогают взглянуть на многие процессы найма по-новому», — подчеркнули там.

— Время закрытия вакансии. Высокая скорость найма, то есть сокращение времени от размещения вакансии до выхода кандидата на работу, свидетельствует об эффективности HR-процесса в целом. На неё влияют множество факторов:

  • Правильное составление вакансии — с указанием зарплаты, графика, описанием условий труда и т.п.;
  • Процессы внутри самой компании — к примеру, у некоторых нет технической возможности быстро оформлять кандидата;
  • Продуманная стратегия продвижения вакансий на тех платформах, где они были размещены. Она поможет повысить заметность и видимость позиций компании среди массива других.
  • Быстрота ответа соискателю. Так, эффективнее всего, когда диалог с кандидатом начнётся в первые пару часов после его отклика;

Ускорить последний фактор призваны цифровые технологии. Например, чат-боты могут обрабатывать входящие обращения, когда у рекрутера выходной, и в целом брать на себя многие рутинные задачи, включая первичный отбор соискателей. К еще одной популярной технологии можно отнести специализированные системы по управлению кандидатами (ATS-системы, или Applicant Tracking System). Их можно установить отдельно, однако рекрутинговые платформы, в частности Авито Работа, предлагают подобный функционал в своём сервисе. Такие системы позволяют собирать все отклики в одном месте, а для работодателя это значит — сэкономленные время и деньги, ведь не нужно искать контакты в разных источниках.

«Симбиоз автоматизации, которую мы активно используем, отлаженных процессов внутри компании и обширной базы кандидатов на платформе Авито Работа порой позволяет закрывать позиции даже за один день. Средний срок — от трёх до десяти дней в зависимости от региона», — рассказали в «Русской Телефонной Компании».

В компании «ВкусВилл» отмечают, что автоматизация успешно заменяет операции, которые раньше проводились вручную: «Этапы воронки первого контакта и первичного собеседования стали значительно быстрее. Данные собираются и хранятся в одном месте, и нужно меньше ручного труда для их обработки».

— Источники поиска кандидатов. Эффективность рекрутинга тесно связана с эффективностью каналов, где размещаются вакансии. Это могут быть соцсети, ТГ-каналы, корпоративные сайты и т.д. Но наиболее популярными среди соискателей являются специализированные job-площадки. Инструменты цифровизации, которые внедряют платформы по подбору персонала, значительно облегчают процесс найма на всех этапах. Кроме того, они позволяют создать вакансию всего за несколько минут.

За 3,5 года сотрудничества с Авито Работой «Русская Телефонная Компания» смогла нанять более 8 тысяч сотрудников в разных городах страны. При таком объеме найма фирма использует весь арсенал рекрутинговых средств и каналов, однако самыми эффективными остаются job-платформы.

«Мы сохраняем и офлайн-инструменты, но их меньше, и они не могут противостоять онлайну, тем более, что наша целевая аудитория живёт онлайном и технологиями», — заявили в «Русской Телефонной Компании».

Итак, для повышения эффективности рекрутинга работодателям обязательно стоит использовать автоматизацию, которая позволяет экономить время и силы, ускоряет довольно трудоёмкие и монотонные процессы. При этом лучше выбирать такие инструменты, которые подходят под нужды конкретной компании и под определённые HR-задачи.

Автор: Инга Коршакова

Новости партнеров