В 2021 году объем производства мебели в России достиг 310 млрд рублей, что на 36,5% больше значений 2020 года и на 46,2% — 2019 года. Насколько выросли реальные объемы производства мебели, сказать трудно, говорят специалисты. Кажется, что рост показателей обусловлен ростом цен на ту же древесину и другие материалы. Однако есть две тенденции, которые укрепляют рынок — это госзаказ и потребности строителей.
«Объем производства мебели в денежном выражении в России в 2021 году составил около 310 млрд рублей, что на 36,5% больше аналогичного показателя 2020 года и на 46,2% — показателя 2019 года. Наибольший прирост показал сегмент офисной мебели: объем производства металлической мебели для офисов увеличился в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 78%, до 29 млрд рублей, деревянной — на 21%, до 20 млрд рублей, — прокомментировали агентству ТАСС в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР). — Также почти на треть (на 30%) в России вырос объем производства кухонной мебели, до 42 млрд рублей, а мебели для столовых и гостиных — на 40%, до 23 млрд рублей».
Растет и объем экспорта. Российская мебель пользуется спросом в Белоруссии, Казахстане, Германии, Франции и США. Экспорт в 2021 году достиг объема в 50 млрд рублей.
Госзаказ рулит
Меры государственного регулирования госзаказа также оказывают существенное влияние на рынок. Правила закупки мебели госучреждениями, госкомпаниями и корпорациями предусматривают ограниченный спрос на мебель импортного производства, что стимулирует их покупать продукцию российских предприятий, считает генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР, Александр Шестаков. Доля импорта на мебельном рынке достигает 42%, хотя в оптимальном варианте не должна превышать 30%, считает Александр Шестаков.
Кроме того, спрос на мебельную продукцию стимулирует бум в строительстве последних лет, отмечает Шестаков. А рост цен на недвижимость и сокращение покупательской способности населения ведет к тому, что квартиры все чаще выбирают с набором мебели, полагает эксперт.
Таким образом, один из главных драйверов роста мебельного рынка – рост объема строящегося жилья и спроса на меблированные квартиры.
Петербургская мебельная компания «Дом Одет», открытая в 2016 году, комплексно обустраивает жилую и коммерческую недвижимость под ключ. У компании имеется свое мебельное производство, а также швейный цех по производству постельного и столового белья, штор. За эти годы компания оснастила мебелью петербургские апартаменты Aveneu Apart, Salut, Елагин Apart, Cruise Apart, Like, Next и другие. Это десятки тысяч студий и апартаментов.
Основатель компании Юсуп Магомедов рассказывает, что у тренда готовых квартир — большое будущее и сравнивает деятельность своей компании с созданием экосистем. Это позволяет каждый год наращивать объем производства на 20-30%.
Всего в России более 5 тысяч производителей мебели, и вместе с продавцами — их 14 тысяч. В России в 2021 году ввели в строй 90 млн м2 жилья, это рекорд по сравнению с предыдущими годами. Предыдущий рекорд был отмечен в 2019 году и он составлял 82 млн м2.
Цены растут, онлайн-продажи вредят
Данные АМДПР о росте объемов производимой мебели на значительную часть обусловлены прошлогодним ростом цен на материалы, считает основатель мебельного производства в Петербурге «Авалант» Юрий Фролов.
«Стоимость материалов существенно выросла в прошлом году, – напоминает предприниматель.– С этим связаны возросшие показатели оборотов. Дефицит материалов в свою очередь обусловлен тем, что производители листовых материалов стали больше экспортировать»..
Предприниматель подчеркнул, что на своем производстве не заметил роста оборотов вовсе, в течение 2021 года наблюдались традиционные сезонные колебания продаж.
«Цены выросли, обороты изменились незначительно, – поясняет Юрий Фролов. – Но я рассуждаю с точки зрения малого бизнеса. Если еще обратить внимание на крупных игроков рынка, в том числе сетевой ретейл, то в этом сегменте можно наблюдать, что пустует заметная часть витрин.
Собеседник АБН отметил, что не только в сфере мебельной промышленности, но и в остальных, есть тенденция вытеснения малого и среднего бизнеса – большие производства намеренно занижают цены.
«В конкуренции за цены предприятия снижают их так, что прибыли в итоге не получают ни они, ни организации из сектора МСП, – сообщил предприниматель. – Кроме того, на рынке сказываются онлайн-продажи: итоговая стоимость продукта оказывается ниже той, по которой могут продавать мебель небольшие производства».