Без штрафов и запретов: назван способ сократить число ДТП в России

Без штрафов и запретов: назван способ сократить число ДТП в России

Фото: pixabay

До четверти всех аварий на европейских дорогах происходит из-за усталости водителей. Причины ДТП в России отличаются не сильно, приводя к сотням и тысячам жертв ежегодно. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает решать проблему с опорой на современные технологии.

Трезвые и опасные

Состояние усталости и сонливости за рулем знакомо каждому водителю. Внимание в этом случае рассеяно, а скорость реакции замедлена. По степени риска для окружающих ученые сравнивают уставшего водителя с человеком в состоянии алкогольного опьянения за рулем.

У тех же дальнобойщиков есть в арсенале «народные» способы борьбы с усталостью – от умывания холодной водой до громкого пения. Объединяет все эти приемы одно – их полная бесполезность. Причем так считают сами дальнобойщики, намотавшие сотни тысяч и миллионы километров. Ехать в рейс невыспавшимся считается не просто глупым, а откровенно опасным занятием.

Согласно исследованиям Американской ассоциации автомобилистов, риск аварии возрастает прямо пропорционально времени вождения без сна. Если человек поспал в течение суток 5-6 часов, аварийность растет в 2 раза, если 4-5 часов – уже в 4 раза.

Но засыпание за рулем может быть вызвано не только переутомлением и усталостью, но и монотонной окружающей обстановкой. На медицинском языке такое состояние называется просоночным состоянием или по-простому «опьянением сном». По данным социологов, каждый четвертый водитель в мире подвержен этому состоянию, хотя у большинства оно проявляется только в легкой степени. Лишь 3% водителей вообще не сталкиваются с «сонным опьянением».

Важно понимать, что даже выспавшийся человек из-за монотонности и долгой статичной деятельности легко способен потерять бдительность за рулем. Взбодриться энергетиками, кофе или музыкой в этом случае не получится – проблема утомления и рассеянности внимания никуда не денется.

Привычными способами решить проблему также не представляется возможным. Можно ли штрафовать водителя за усталость, как в случае с алкоголем? Ответ на этот вопрос очевиден — нет. На помощь приходят современные технологии безопасности, которые уже внедряются на Западе.

Фото: pixabay

Опыт Евросоюза

«Только с помощью внедрения современных технологий безопасности транспортных средств можно сократить случаи ДТП из-за сонливости и их последствия. Пример Евросоюза может быть показательным для России в этом вопросе», — считает Дмитрий Давыдов.

Европарламент уже утвердил соответствующие требования и регламент по внедрению технологий в систему управления транспортом. Здесь можно отметить технологию, предупреждающую о сонливости и нарушении внимания (DDAW). Бортовой компьютер собирает и анализирует широкий массив информации о действиях водителя за рулем, включая данные о скорости, длительности поездки, позиции на дороге и другие. При отклонениях от нормы водитель слышит специальный предупреждающий сигнал.

Внимание заслуживает и система предупреждения о выезде из полосы движения (LDWS), которая отслеживает движение по полосам на дорогах с разметкой. При выезде за пределы полосы на скорости от 65 км/ч без включенного поворотника система сигнализирует водителю сразу двумя сигналами. Еще одна технология носит название AEBS и представляет собой систему экстренного торможения. Она задействуется в том случае, если водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения. Водитель сначала получает сигнал об угрозе, а потом срабатывает экстренное торможение.

Как подчеркивает автор «20 идей», все используемые технологии уже доказали свою эффективность и признаны на международном уровне решающими в борьбе со смертностью по причине вождения в состоянии утомления.

С июля 2022 года новые модели автомобилей без указанных систем безопасности больше не будут вводить в эксплуатацию в ЕС, а с июля 2024 года зарегистрировать авто без них будет невозможно.

Фото: baltphoto

В реалиях России

Подобные изменения необходимы и в России, поскольку проблема с ДТП по причине усталости водителя является признанной.

«Я предлагаю в России по прошествии двух лет с момента издания соответствующего закона запретить постановку на учет новых автомобилей без указанных выше трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также через три года после издания закона запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS», — предлагает Дмитрий Давыдов.

При поддержке государства уже спустя несколько лет новые технологии могут быть масштабно внедрены в системы авто. Здесь важно отметить, что в России есть собственные разработки в этой сфере. Например, ученые из Новосибирска еще несколько лет назад представили систему датчиков давления, пульса и температуры, которая встраивается в оплетку руля. Далее от нее сигналы самочувствия посылаются в систему управления. При сбоях в организме она приводит в действие звуковой сигнал и запускает мигание лампочки в салоне.

Другая разработка российских ученых контролирует положение зрачков водителя с помощью небольших камер. При опасности также срабатывает светозвуковой сигнал и система аэрации, которая впрыскивает бодрящие запахи в салон. Ученые на этапе разработки пообещали сделать прибор максимально доступным по цене. Дело осталось за малым – найти поддержку инициативы на уровне государства.

Дмитрий Давыдов надеется, что государство обратит внимание на его предложение, что в свою очередь приведет к снижению числа аварий по причине усталости, и тысячи россиян сохранят жизнь и здоровье.

Новости партнеров