Western Union: уход с рынка российских внутренних переводов

Western Union прекращает предоставлять услугу по переводам внутри России – большинство физических лиц перешли на мобильные банки и Систему быстрых платежей. Предприниматели рассказали, как уход компании с российского рынка повлияет на бизнес.

Американская The Western Union Company прекратит проводить денежные переводы внутри России с 1 апреля. Решение связано с низкой востребованностью услуги, об этом компания сообщила в письме, адресованном банкам-партнерам. При этом Western Union продолжит осуществлять трансграничные переводы в обычном режиме.

Отказ от внутрироссийских переводов мотивируется высоким уровнем конкуренции на рынке – клиенты пользуются также переводами с карты на карту через мобильные банки, а также Системой быстрых платежей (СБП). Прежде наибольшей популярностью услуга Western Union пользовалась у граждан государств ближнего зарубежья.

В компании также сообщили, что международные переводы остаются востребованными, и основной фокус внимания теперь будет сосредоточен именно на этой функции. Какова доля внутрироссийских переводов от общего объема операций, Western Union не разглашает.

Может быть, дело в комиссии

Отметим, что Western Union взимает комиссию за переводы в банки, тогда как большинство банков платы за переводы с карты на карту не берет. СБП также предоставляет клиентам возможность отправлять средства между различными банками без комиссии.

«Еще пять лет назад мы широко использовали систему Western Union, – напоминает Сергей Федоров, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей. – Но в последнее время основные банки – Сбер, ВТБ, «Открытие», «Банк Санкт-Петербург» – присоединились к СБП (создана ЦБ в 2019 году – ред.). Удобство этой системы выигрывает у услуг Western Union, который по объективным причинам был вытеснен с рынка».

Сергей Федоров, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей / Фото из архива Сергея Федорова

Собеседник АБН также отметил, что отказ от проведения внутрироссийских платежей является естественным процессом. При этом СБП и переводы через мобильный банк до сих пор имеют определенные слабые стороны.

«Если я знаю ваш номер телефона, и вы подключили СБП, – объясняет Сергей Федоров, – я могу перевести средства на вашу карту вне зависимости от вашего желания. Над этим моментом следует поработать, так как это открывает нежелательные возможности для недобросовестных плательщиков. Бывали случаи, когда предприниматели получали средства, и затем им приходилось доказывать законность получения этих денег».

Эксперт подчеркнул, что СБП признана удобной в предпринимательском сообществе, с заявлениями о желании отказаться от системы Федоров не сталкивался.

Едва ощутимый эффект

«Я общаюсь с большим числом предпринимателей, – говорит основатель и руководитель компании Gastronorma, специалист по проектированию и запуску объектов питания Данил Герасимиди, – и я не знаю никого ни в одной из ниш, которые бы использовали Western Union для расчетов, даже международных. Если уход компании с российского рынка как-либо окажет на бизнес определенное  влияние, то оно будет едва ощутимым».

«Они были вполне конкурентоспособны, – говорит Антон Кривошеев, президент ГК «Комгрупхолдинг» (транспорт и логистика). – Если кому-то каким-то образом удаётся работать и переживать все реформы на рынке финансовых услуг, так только системе платежей Qiwi. Думаю, что сильное лобби у них», — уверен предприниматель.

The Western Union Company является одним из лидеров на рынке международных денежных переводов, аналогичные услуги в России оказывают компании «Юнистрим», Contact, «Золотая корона», Wise, и прочие. Согласно отчетам Банка России с января по ноябрь 2021 года граждане РФ отправили 7,8 млрд долларов за пределы страны, используя системы денежных переводов, однако статистики по внутрироссийским операциям регулятор не ведет.

Тем временем, к объем переводов через СБП за 2021 год увеличилось шестикратно, общая сумма переводов выросла в пять раз, по данным Банка России на октябрь. К СБП присоединены 210 банков, в том числе все 13 системно значимых. 122 000 компаний дали возможность своим клиентам оплачивать товары и услуги через СБП.

Автор: Лилия Агаркова

Новости партнеров