Одним из крупнейших и старейших работодателей в Санкт-Петербурге является «Горэлектротранс», на предприятии трудится более 11 тыс. человек. Сотрудники ГЭТ рассказали АБН о работе предприятия изнутри, о том, как пришли работать в сферу транспорта и чем их привлекает профессия.
Трамвай называют исконно петербургским видом транспорта. Именно с него началось развитие по-настоящему массового общественного пассажирского транспорта, и был сформирован транспортный каркас города. Горэлектротранс ведет свою историю с 1907 года, когда на линию вышли первые электрические трамваи. Чуть позже, в 1936 году, к ним присоединились троллейбусы. В наши дни петербургский Горэлектротранс обслуживает 40 трамвайных (включая туристический маршрут «Т1») и 46 троллейбусных маршрутов.
Такие масштабы предполагают большой штат профессионалов – их насчитывается 11 тыс. человек, труд каждого из которых нацелен на обеспечение быстрого, комфортного и удобного перемещения пассажиров по Петербургу. Транспортников отличает особенная преданность своему делу: люди не только годами работают на предприятии, растут вместе с ним, но и создают трудовые династии и даже семьи. Жизнь и развитие транспортной отрасли не стоят на месте, обновляется подвижной состав, становится сложнее, технологичнее, вместе с возрастающими требованиями к комфорту и безопасности появляются новые бортовые системы. Поэтому прием новых сотрудников и их обучение ведется на предприятии постоянно.
Кузница кадров ГЭТ
В Горэлектротрансе есть свой Учебно-курсовой комбинат (УКК), который ежегодно выпускает более 200 водителей трамваев и троллейбусов. Кроме того, с 2021 года УКК расширил учебные программы и позиционирует себя как корпоративный учебный центр. Помимо водителей электротранспорта список получаемых в УКК профессий пополнился рядом наиболее востребованных в Горэлектротрансе рабочих специальностей. Среди них – слесари по ремонту подвижного состава, слесари-электрики по ремонту электрооборудования, монтёры пути, токари, столяры строительные, маляры строительные.
Помимо традиционных методов обучения ГЭТ проводит показы видеоматериалов, связанных с движением транспортных средств, а также практические занятия, рассказала директор Учебно-курсового комбината Виктория Толстикова. Практика включает изучение подвижного состава, а также будущую деятельность водителей непосредственно в трамвайных и троллейбусных парках.
«Мы учим водителей, слесарей и токарей. Это сложные профессии, которые требуют серьезного подхода, – продолжает Виктория Толстикова, – особенно это касается водителей электротранспорта: они отвечают за пассажиров, за прогнозирование окружающей обстановки на дороге. Главное в их работе – безопасно и с комфортом обслуживать пассажиров, чтобы люди спокойно и гарантированно доехали до места назначения. Это вырабатывает особые профессиональные качества, повышает ответственность, дисциплину».
Обучение и повышение квалификации
ГЭТ также организует практику для студентов петербургских вузов, после которой те заключают договоры на целевое обучение, пишут тематические дипломные работы на темы городского электрического транспорта, бывают с экскурсиями в трамвайных и троллейбусных парках. В случае последующего трудоустройства в ГЭТ предусмотрены социальные гарантии, различные бонусы и льготы. Ежегодно трудоустраиваются десятки выпускников разных специальностей и профессий. За каждым закрепляется наставник, который помогает в адаптации и профессиональном становлении.
Что касается повышения квалификации, это традиционный этап в развитии карьеры водителей трамваев и троллейбусов, отметила Виктория Толстикова. Кроме того, согласно требованиям законодательства сотрудники регулярно проходят подготовку по пожарно-техническому минимуму и охране труда.
«Работники предприятия, в частности водители подвижного состава могут воспользоваться возможностью повысить свою квалификацию, – объясняет директор УКК. – Молодые водители начинают с самой низкой квалификации. Затем в процессе работы и освоения разных типов подвижного состава, новых для себя маршрутов могут повысить квалификацию до более высокого разряда или вообще дорасти до новой должности».
Карьерный рост и уверенность в завтрашнем дне
Такой опыт есть у Евгения Лозового, начальника маршрутов в Троллейбусном парке №1, начинавшего работу в Горэлектротрансе с должности водителя троллейбуса. Он рассказал, что когда переезжал из Нарьян-Мара в Петербург, изначально не планировал работать в сфере транспорта, но привлекли карьерные возможности.
«Решил пойти за стабильностью, потому что семья предполагает определенную ответственность, – говорит собеседник АБН. – А дальше для меня открылись перспективы роста и развития с точки зрения карьеры».
ГЭТ является площадкой для реализации идей и внедрения инициатив по улучшению работы транспорта для молодых специалистов, подчеркнул начальник маршрутов.
«В будущем хочется, чтобы, проходя мимо объектов транспортной инфраструктуры, современного подвижного состава, иметь возможность сказать, что приложил к этому руку», – надеется Евгений Лозовой.
Начальник сектора по набору персонала ГЭТ Ольга Меньшикова считает важным, что предприятие предлагает сотрудникам уверенность в завтрашнем дне, в том числе официальное трудоустройство c соблюдением законодательства РФ, конкурентоспособную и стабильную заработную плату, возможность профессионального и карьерного роста.
«Я думаю, каждому работодателю хочется, чтобы его работники были профессионалами своего дела, ответственными, целеустремленными и лояльными к предприятию», – добавила начальник сектора.
Ольга Меньшикова напомнила, что работу в ГЭТ может получить кандидат без профессионального образования, так как предприятие не только трудоустраивает, но и дает профессию. В Учебно-курсовом комбинате ГЭТ есть возможность получить перспективную профессию и прямо сейчас востребованную на предприятии: водитель трамвая или троллейбуса, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, маляр, токарь, столяр. Для сотрудников предприятия предусмотрен ряд льгот:
- дополнительный ежегодный отпуск определенной категории профессий и специальностей (водители, работники с ненормированным рабочим графиком и т.д.);
- служебная развозка в ночное время;
- частичная оплата путевок в детские лагеря детям сотрудников;
- компенсация аренды жилья для иногородних учеников водителя трамвая/троллейбуса, квалифицированных водителей, слесарей по ремонту подвижного состава, слесарей-электриков;
- возможность получить высшее образование за счет предприятия (для членов кадрового резерва).
- юбилейные выплаты работникам и доплаты за выслугу лет, материальная помощь в определенных жизненных ситуациях, выплата квартальных премий.
Тихое «спасибо» пассажиров
Многодетная мать Галина Лапушенкова работает водителем трамвая в Трамвайном парке № 1 пять лет. До этого в поселке Чагода Вологодской области она работала заведующей магазином. На вопрос о причинах смены области деятельности собеседница АБН ответила, что получила профильное образование.
«В 1991 году я с отличием окончила Профессионально-техническое училище № 70 по специальности «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования трамвайных вагонов и троллейбусов», – рассказывает спикер. – Тогда мне было 17 лет, поэтому работать водителем меня не взяли. Потом я влюбилась, вышла замуж и уехала».
В Петербург Галина Лапушенкова вернулась в 2015 году уже не только с мужем, но и с четырьмя детьми, переезд был связан с тем, что дети выросли, и им нужно было учиться.
«И я подумала, а почему нет? Ведь я мечтала быть водителем, но не подошла по возрасту, – вспоминает сотрудница ГЭТ. – Но теперь-то я могу. Мне очень нравится моя работа, у меня есть любимый трамвай. Многие говорят, что это куча штампованного железа, я с этим не согласна. У закрепленного за мной вагона есть свой характер, и на нем я не устаю, каким бы ни был маршрут. Потому что я знаю, как он себя поведет в любой ситуации».
Кроме того, по словам водителя трамвая, особенно важно, что предприятие дает возможность работать в первой половине дня и проводить больше времени с детьми. У Галины Лапушенковой четверо сыновей: младшему – девять лет, старшему – 29 лет.
«Когда немного подождешь бегущего на остановку человека, – продолжает Галина Лапушенкова, – и он заходит в салон, и его тихое «спасибо» в эту минуту становится важнее всего остального».
Галина Лапушенкова дважды участвовала в конкурсах профессионального мастерства водителей трамвая, в 2019 году — стала победительницей городского конкурса. По ее словам, на мероприятиях присутствовали конкуренция и азарт, однако в целом атмосфера была дружелюбной, участники поддерживали друг друга и помогали справляться с волнением. В этом и проявляется корпоративная культура предприятия.