В связи с событиями на Украине крупнейшие мировые автопроизводители массово уходят из России, закрываются заводы, приостанавливаются зарубежные поставки. Прогнозируется рост цен на 20-30%, причем затронет это и отечественный автопром. Дилерам ушедших брендов грозит банкротства, считают эксперты.
Немецкий автоконцерн BMW объявил о приостановке производства машин на заводе «Автотор» в Калининграде, также прекращаются поставки машин бренда.
Американская компания Ford Motor Company прекратила деятельность в России.
Также о приостановке бизнеса на территории РФ сообщили Scania, Ericsson, General Motors, Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati), ранее о таком решении сообщил Jaguar Land Rover.
Остановка работы коснулась не только западных брендов. Так, завод корейского концерна Hyundai в Санкт-Петербурге объявил о приостановке работы с 1 по 5 марта в виду недостатка комплектующих, который в свою очередь связан с продолжением глобальных логистических сбоев. Представители производителя отметили, что с такими сложностями сталкиваются с конца 2020 года, однако запустить работу завода вновь намерены 9 марта.
Рост цен на 10-90%
Олег Ванюков, член правления всероссийской организации «Союз автосервисов» и генеральный директор ООО «Икар», в комментарии для АБН отметил, чтобы сделать прогнозы в сложившейся сложной ситуации, нужно дождаться ее стабилизации.
«Но уже цены на оригинальные запчасти для автомобилей выросли на 10-90% и ощущается их дефицит, – говорит эксперт. – Вместе с тем есть и надежда: в основном, запчасти везут к нам не по воздуху, а по морю, и водные пути для гражданских судов пока не перекрыли. Поставщики запчастей – сейчас это прежде всего Китай и Турция.
Должен отметить, что технологии развиваются, и они уже поставляют продукт приемлемого качества. Например, в Турции работает большой кластер заводов, производящих запчасти. Дальше будем смотреть расстановку сил».
Готовы ли мы перейти на китайский автопром
Если тенденция сохранится, рынок ждут очень серьезные последствия, говорит президент фонда «Политех», экс-председатель совета директоров «Ауди Центр Петербург», эксперт автомобильной отрасли Вячеслав Жигалов.
«Перейти на работу с китайскими производителями сложно, – объясняет собеседник АБН. – У нас действует система так называемых эксклюзивных дилерских контрактов. Это значит, что каждый дилерский центр полностью зависит от действий единственного производителя. И стандартам производителя подчинены внутренние процессы компании, включая штатное расписание, архитектуру, мебель, электронные системы».
Переход на новых производителей для авторынка сопряжен с потребностью в крупных инвестициях, исчисляемых десятками миллионов рублей, продолжает эксперт.
Кроме того, в РФ в эксплуатации находится множество автомобилей, которые, по словам Вячеслава Жигалова, нуждаются в ремонте, в том числе гарантийном. И в текущей ситуации первый удар пришелся именно по гарантийной поддержке дилеров из-за перебоев в поставках запчастей.
Разные ограничения
«Российские подразделения западных компаний не могут делать прогнозы, будучи зависимыми прежде всего от политических решений внутри стран-производителей, – отмечает автоэксперт. – Пока еще у дилеров и российских импортеров есть некоторый объем запасов запчастей. Но кроме политических ограничений существуют ограничения, связанные с курсом валют».
Российский рынок не готов к полному переходу на китайский автопром. Для увеличения объемов поставок из КНР потребуется более длительный период. Большинство дилеров в таких условиях не выживет, если процессы на рынке приобретут хронический массовый характер, подчеркнул Вячеслав Жигалов. Сеть дилерских центров в РФ насчитывает порядка 3 тыс. компаний.
Как вырастут цены
Стоимость автомобилей, скорее всего, будет пересмотрена с учетом увеличения курса валют. После того как они зафиксируются, розничные цены будут пересчитаны. Прогнозируемый рост стоимости автомобилей эксперты оценивают не менее чем на 20-30%. При этом подорожание затронуло компании Citroen, Mazda, Hyundai, Infiniti, Opel, Peugeot, Renault и Mercedes-Benz. Причем речь идет о рекомендованной розничной стоимости, указанной в прайс-листах производителей. Однако у дилеров цены на машины могут быть существенно выше.
Отметим, что подорожали не только импортные автомобили. В начале 2022 года цены на автомобили Lada заметно увеличились, поскольку АвтоВАЗ включил в них заводские «допы». В среднем по модельному ряду рекомендуемые розничные цены выросли на 32 тысячи рублей или 3,3 процента. Затем производитель с 1 марта вновь поднял цены в среднем еще на 15%.
Банкротства дилеров
Также существует проблема с законтрактованными машинами, когда клиент уже заплатил за свое новое авто и ждут его поставки, обращает внимание Вячеслав Жигалов.
Эти поставки остановлены тоже, и это представляет уже прямую угрозу дилерскому бизнесу, который станет объектом претензий. А дилер находится в невыгодной позиции еще и по отношению к производителю.
«Дилер бесправен в этой ситуации и полностью зависит от импортера, – разъясняет глава фонда. – Сейчас некоторые производители фактически отменили бонусы для дилеров, а они составляли значительную часть доходов. В обмен на эти бонусы дилер инвестирует в специальные программы, которые требует производитель, в частности, это тестовый и обменно-сервисный парки. Сейчас многие производители просто перестают за это платить».
Если приостановка поставок продолжится длительное время, это грозит неминуемым банкротством всей дилерской сети ушедших из России брендов, заявил Вячеслав Жигалов.
Обращение к властям
Фонд «Политех» 1 марта направил обращение (есть в распоряжении АБН) на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина, главы Минпромторга Дениса Мантурова, и других чиновников, с предложениями принять ряд мер для поддержки автомобильного бизнеса.
В частности, авторы обращения предлагают блокировать активы автопроизводителей на территории РФ на сумму задолженности их дилерских сетей по инвестиционным и оборотным кредитным договорам.
Также, согласно документу, планируется запретить автопроизводителям расторгать договоры с дилерами в одностороннем порядке и изменять условия отсрочки оплаты и бонусных выплат. По словам Вячеслава Жигалова, подобные предложения направлялись бизнесом в Минпромторг неоднократно на протяжении последних лет, однако ожидаемой реакции от ведомства не поступало.
Минпромторг ранее заявлял, что ведет диалог со всеми производителями автомобилей в России на фоне текущей ситуации в стране. Кроме того, министерство планирует актуализировать меры поддержки отраслей промышленности, в том числе автомобилестроения.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2021 году было продано 1 666 780 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Показатель более чем на 4% превзошел данные за 2020 год.