Эксперты предложили решение проблемы роста цен на алкоголь в РФ

Рост цен затронул рынок российской алкогольной продукции, поставщики сообщают о подорожании некоторых импортных позиций до 100%. Эксперты рынка прогнозируют рост доли контрафактной продукции, а также предлагают способы решения проблемы с импортом на законодательном уровне. 

Объемы импортной алкогольной продукции в России, несомненно, сократятся, говорит генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», кандидат экономических наук, эксперт профильной комиссии Законодательного собрания Петербурга Максим Черниговский. Эксперт сообщает об ожидаемом сокращении на порядка 40%. 

Импорт вин

«На российском алкогольном рынке есть два проблемных сегмента, – объясняет собеседник АБН. – речь идет о тихих и игристых винах. За 2021 год отечественные производители выпустили по 300 млн литров вина на внутренний и внешний рынки. Что касается игристых и шампанских вин, только треть потребляемого объема завозится из-за рубежа». 

В остальных сегментах преобладает отечественная продукция, подчеркнул эксперт рынка. Объемы производства водки в РФ в 2021 году достигли 800 млн литров, других напитков крепостью более 25% – 930 млн литров. Импорт виски составил только 40 млн литров, показатель равен порядка 5% от общего объема производства крепкого алкоголя, объем импортного рома составил порядка 2% и около 8 млн литров, джина – менее 1%. 

«С такими незначительными объемами серьезных проблем для рынка не предвидится – считает Максим Черниговский. – С винами же ситуация складывается более серьезная».

Фото: ladogaspb.ru

Что касается вина, его в Россию импортировали не только из стран, поставки из которых затруднены или приостановлены из-за санкций. Поставки также происходили из стран нового света, однако основной объем снижения импорта придется на ряд стран, которые ввели санкции в отношении РФ, отмечает эксперт. 

Варианты решения проблем

Для успешной реализации планов по импортозамещению в винодельческой отрасли необходимо вносить изменения в законодательную базу, уверен Максим Черниговский. 

«Отечественным виноделам нельзя использовать импортное сырье, – разъяснил специалист, – а собственных виноградников не хватает. По этой причине российские производства недозагружены примерно на 40%».

Если хотя бы временно этот запрет не будет отменен, рынку могут грозить серьезные последствия из-за падения уровня импорта, в том числе дефицит. 

В представительстве компании LADOGA, крупнейшего российского производителя и продавца алкоголя, назвали ряд дополнительных нюансов, которые можно решить на государственном уровне. Они помогли бы российским компаниям выживать в текущих условиях. Речь идет о параллельным импорте и об упразднении таможенного оформления образцов для сертификации.

Что касается сложностей с международной логистикой, первой трудностью здесь является необходимость поиска новых платежных коридоров. Вторая трудность – поиск новых логистических маршрутов на фоне отказа части перевозчиков, сообщает производитель.

«И в первом, и во втором случае мы ищем и находим выходы. Открываем счета в крупных банках, предоставляющих бОльшую свободу расчетов, рассматриваем новые маршруты ввоза товаров через дружественный пояс стран», – говорят в компании.

Цены и контрафакт

Рост цен на спиртные напитки, в том числе отечественного производства, обуславливается нарушенными логистическими цепочками и другими факторами. Как сообщает LADOGA отпускные цены на импорт взлетели на 60-100% в зависимости от категории и страны происхождения напитка. 

«Сейчас в них заложена совокупность всех макроэкономических факторов, оказывающих давление на себестоимость товара – это и валютные колебания, и изменения условия со стороны поставщиков, и логистические трудности», – пояснили в компании.

Фото: Baltphoto

Российские крепкие напитки подорожали в среднем на 7%, уровень роста цен зависит от степени импортной составляющей при изготовлении – как правило это касается на самого напитка, а комплектующих, сообщает LADOGA. Увеличение цен в рознице создает опасность увеличения доли контрафактного продукта на рынке, особенно это коснется крепких напитков, предупреждает Максим Черниговский. 

«Подделать крепкий алкоголь проще, кроме того у него самый высокий акциз, – объясняет глава «Клуба профессионалов алкогольного рынка». – Рост цен с большой долей вероятности может вызвать увеличение числа нелегальных производств, будут подделывать».

Импортозамещение на рынке

Запросы на замещение импортных товаров появились сразу после заявления крупных игроков рынка о приостановке работы, рассказывают представители LADOGA.  

«На эти запросы мы отвечаем нашим ассортиментом российского производства – джин Barrister, виски Fowler’s и Highgarden, красный биттер Ligare, ликерная линейка, – приводят пример в компании. – Эти продукты и раньше пользовались спросом у бар-менеджеров для снижения себестоимости коктейля, позволяя при этом сохранять качество микса и высокий уровень органолептики». 

Сейчас ценность этих продуктов кратно возросла, отметил производитель. Также в городе Кингисеппе Ленинградской области работает завод британской компании Halewood Spirits, выпускающий джин под брендом J.J Whitley и другие крепкие напитки.

«За 2021 год российские производители произвели порядка 40 млн литров виски, джина и рома. – сообщил Максим Черниговский. – Конкурировать с зарубежными производителями им сложнее, однако со снижением объемов импорта этот вопрос будет отчасти решен, отечественные производители смогут нарастить собственные производства». 

Отметим, что по данным NielsenIQ, с 21 февраля по 13 марта продажи алкогольных напитков в магазинах в денежном выражении увеличились на 22 процента год к году.

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров