Ретейл находится под пристальным вниманием Федеральной антимонопольной службы России на фоне резкого роста цен на сахар и другие товары. Эксперты оценили возможность заморозки цен на различных этапах ценообразования, а также объяснили, в каком секторе торговли действительно необходимы проверки наценок.
В текущей ситуации необходимо не впадать в крайности: первая – заморозка цен, с другой стороны – свободный рынок и полное игнорирование развития ситуации со стороны государства, объяснил в беседе с АБН экономист, политолог Александр Дудчак.
«Государство должно контролировать ситуацию, – пояснил эксперт. – Сейчас контроль заключается в контроле со стороны Антимонопольной службы случаи с подорожанием сахара и ряда других товаров, нехватки которых в России не наблюдается».
Пока речи о заморозке цен не идет, колебания показателей только контролируют – уровень рентабельности не должен зашкаливать, считает экономист. Также производители и ретейлеры, по словам эксперта, не должны пользоваться ситуацией с целью получения максимальной выгоды.
«Подход к принятию мер требует здравого смысла, отсутствия крайностей и постоянного мониторинга ситуации», – добавил Александр Дудчак.
С необходимостью контролировать цены согласен совладелец торговой сети «Реалъ» Александр Мышинский, однако в случае с недавними действиями ФАС он отметил некоторые противоречия.
«Во всей цепочке ценообразования главенствующую роль занимают производители, – говорит собеседник издания. – это относится вопроса с сельхоз продукцией. Все, что мы сейчас видим на полках –– это цена производителей, которых почему-то никто не проверяет. В России за минувшее десятилетие произошла монополизация этого рынка, и крупные агрохолдинги контролируют как производство, так и сбыт».
Контролировать итоговую цену на товар на полке, по словам ретейлера, можно только начиная с аналогичных действий по отношению к производителям. Торговые же сети в сложившейся ситуации не просто отменили наценку, а сделали ее «минусовой», заявил предприниматель.
«Все работают в ноль и в минус, – подчеркнул Александр Мышинский. – производители не объяснили, почему российская продукция в закупке подорожала на 50-60%, в частности, речь идет о сахаре. Необходимо контролировать отпускную цену».
Заморозка отпускной цены в свою очередь заморозит итоговую стоимость продуктов на магазинных полках, утверждает эксперт.
«Частные сети прямо на производствах считают себестоимость продукции, – продолжает эксперт, – и называет отпускную цену производителю, так делала, например IKEA. Почему ФАС не поступает аналогичным образом с сельхозпроизводителями?»
Александр Мышинский обратил внимание, что не настаивает на ужесточении мер в отношении производителей, но настаивает на экономической обоснованности принимаемых ФАС решений и проводимых ею проверок.
Агрохолдинг «Русагро» в 2021 году увеличил чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности на 71%, до 41,434 млрд руб. Чистая прибыль группы «Черкизово» по итогам 2021 года выросла на 11,3%, до 16,9 млрд рублей, выручка увеличилась на 22,6% и составила 158 млрд рублей.
Ранее АБН сообщало, какими последствиями может грозить заморозка цен в торговой сети «Детский мир», решение о которой ретейлер принял, попав в поле внимания ФАС.