Прогноз по росту цен на мясо в России достигает 20% по итогам 2022 года, при этом абсолютное большинство продуктов этой категории производится внутри страны. Однако на стоимость итогового продукта влияют все участники цепочки продаж, а не только производители мяса.
Статьи расходов, из которых формируется в себестоимость любого продукта, известны, а обоснованность повышения цен можно проанализировать, напомнила Наталья Шагайда, директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС. Если дорожают, например, ветеринарные препараты или зерно, а цены на него на внешнем рынке в свете обострения политической ситуации и рисков, по словам эксперта «пошли стрелой вверх», то статьи расходов также растут. Правительство защищает внутренний рынок: действуют пошлина, квота по некоторым видам зерна, это снизило цену внутри страны. Соответственно, цена на зерно внутри страны не полностью повторяет внешний рост. Колебания курса рубля и проблема с доставкой ветпрепаратов для животных также удорожает продукт.
«То же самое касается тарифов на электроэнергию, газ – если цены на них растут, то это обязательно отражается на себестоимости. Очевидно, производители провели определенные расчеты и пришли к выводу, что себестоимость выросла. В условиях конкуренции рынок может несправедливое повышение выровнять — покупатели не будут покупать дорогое, если есть дешевле. Тогда, когда конкуренция ограничена, наприпимер, Россия ввела эмбарго на широкий ряд продуктов ещё в 2014 г. из некоторых стран, или есть крупный производитель, который задаёт цену и на него ориентируется производители поменьше, то конкуренция снижается и могут быть перекосы в ценообразовании. Но на такую ситуацию в России есть антимонопольная служба, Минсельхоз, чтобы следить за ситуацией. Однако все упирается в покупателя:он сможет купить по такой цене продукцию?!», – говорит экономист.
Если же покупатель не соглашается с установленными ценами, и не приобретает подорожавшие продукты, производителям приходится искать возможности урезания расходов, чтобы снизить уровень себестоимость, работать с правительством, чтобы снизить административную нагрузку, тарифы, акцизы, отметила Наталья Шагайда.
Мы сейчас живём в новой реальности, которую не осознали, говорить о том, что будет, и как влиять на цену, как долго – очень сложно, это от очень многого зависит: курс, возможность ввоза, вывоза..