Риск пустых полок: чем грозит закрытие портов ЕС для России

Закрытие торговых портов стран Евросоюза для российских грузовых судов может ощутимо ударить по поставкам различных категорий товаров в отечественные магазины. Изменение логистических цепочек отразится на ценах, а в итоге с полок могут исчезнуть привычные для граждан товары.  

Незначительное количество перевозчиков используют именно российские суда – основной траффик составляют крупные логистические компании, которые хотят под флагами других стран, объясняет председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Они могут использовать европейские порты как промежуточные звенья при доставке товаров в Россию. Однако не исключены сложности в перевозке из европейских морских портов на территорию РФ. 

«Нужно перерабатывать логистические цепочки, это создает дополнительные издержки. Это отразится на цене товара, это отчасти уже произошло. Особо сильных изменений в сторону увеличения ожидать не следует. Но это зависит от курсе рубля и прочих факторов», – отметил эксперт. 

Дефицит и замена брендов

Если говорить о возможном дефицита, то его также не предвидится в контексте именно пустых полок. По словам Андрея Карпова, из продажи могут исчезнуть определенные западные бренды. Компании либо отказываются от поставок в Россию, либо разрешение на параллельный импорт не позволит осуществлять ввоз в привычных условиях. 

Фото: pixabay

«Какая-то часть населения может не найти привычных торговых марок на полках», – прогнозирует глава Ассоциации экспертов. 

Однако опасения об исчезновении товарных групп, по его словам, напрасны. Ниши займут как отечественные производители, так и азиатские поставщики, разъяснил Андрей Карпов. Это отразится только на привычках доли граждан, которые они будут вынуждены скорректировать.

Страховщики и сухопутные торговые пути

В мире существует три полюса международных союзов компаний, занимающихся страховыми рисками и их покрытием при грузоперевозках, рассказывает Кирилл Виноградов, владелец петербургской кондитерской «Вкусные штучки». Основной, расположенный в Великобритании, объявил все территориальные воды России зоной военных действий.

И чтобы любое иностранное судно могло осуществлять перевозки в территориальных водах РФ, оно должно получить разрешение британского страхового союза. Риски оплачиваются в размере 5% от стоимости судна. Не исключено, что к решению британских коллег присоединятся остальные страховые союзы.

«Из европейских портов для нас остался доступен только Стамбул, но ни один его порт не «переварит» наши объемы. Польша и Прибалтика обсуждают вопрос о закрытии границ и запрете на осуществление грузоперевозок российскими и белорусскими перевозчиками», – констатирует предприниматель. 

В портах Роттердама сегодня около 4,5 тыс. морских контейнеров ожидает таможенных проверок, связанных с ограничением на ввоз товаров, стоимость которых превышает 300 евро, сообщил Кирилл Виноградов. Он добавил, что Финляндия также намерена закрыть логистические коридоры с Россией, однако для урегулирования юридических аспектов этого направления потребуется несколько месяцев. 

«Накануне я делал заказ на некоторые итальянские продукты, поставщики заверили в стабильности ситуации с логистикой и даже откатили цены к практически докризисному уровню», – рассказал ресторатор. 

Раньше доставка груза по итальянскому направлению занимала две недели, вспоминает эксперт, теперь – пять недель. То есть сейчас заказчики получают те заказы, которые задержались в пути по различным причинам. 

Автор: Екатерина Сударева

Новости партнеров