Чиновники, бизнесмены и представители деловых общественных объединений обсудили, какие стратегии помогут малым предприятиям развиваться в непростых условиях кризиса и масштабировать бизнес.
Пандемия и санкции кардинально поменяли правила бизнес-игры. В новых условиях предпринимателям нужно выработать нестандартные подходы к ведению бизнеса, использовать инновационные бизнес-модели и цифровые решения, выстраивать деловые и партнерские связи.
Какие именно стратегии помогут адаптироваться к новой экономической реальности, обсудили представители власти и бизнеса 20 мая на конференции «Лёгкий старт и развитие бизнеса в условиях цифровой экономики», проведенной по инициативе RC Group и Инвестиционной России с участием председателя комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы РФ и экспертов.
Новые люди — новое мышление
Действительно ли в кризис легче запускать свой бизнес? Мария Михайлова, CEO RC Group, член Экспертного совета Комитета по малому и среднему предпринимательству ГД РФ, уверена, что да. Благодаря уходу больших компаний и брендов освободились многие ниши, занять которые вполне по силам малым и средним предприятиям. Главное, затем удержаться в этих нишах. А для этого нужно изменить подход к ведению бизнеса.
На смену принципу «каждый сам за себя» должен прийти — и уже приходит — лозунг «вместе мы можем больше». Лучший пример такой трансформации — то, как меняются программы лояльности. Если раньше с помощью скидок и кэшбэков компании стремились удержать своих постоянных покупателей, то сегодня программы лояльности многих крупных игроков нацелены на то, чтобы, помимо прочего, ещё и привлечь новых клиентов. Но достигнуть этого можно только с помощью кооперации.
— На смену локальным программам лояльности будут приходить объединенные, — развивает свою мысль Мария. — В программу лояльности заходит не один, но целое сообщество предпринимателей. Это выгодно всем: владельцы бизнеса увеличивают обороты. А клиенты — получают новые предложения. Например, можно купить в одной торговой точке продукты, получить баллы, а потратить их, например, на поездку в такси.
При этом программа лояльности должна быть только одной из составляющих комплексного решения — тогда бизнес действительно сможет успешно масштабироваться.
Важность комплексных решений подчеркнул и Максим Никитинский, основатель Центра Сообществ. По его мнению, чтобы эффективно расти и развиваться, малый бизнес должен формировать сообщества — именно с помощью этих сообществ и кооперации, компании смогут предоставить потребителю комплексный продукт. В пример он привел туристический продукт в Дагестане: автобусная экскурсия на Лакский каньон позволяет путешественнику не только насладиться красотами природы, но и приобрести местного вина в винодельне, пообедать в ресторане — все это плод взаимодействия нескольких предпринимателей, и должно в перспективе привлечь гораздо больше туристов, чем обычная поездка на каньон.
Про перспективы кооперации в международных отношениях рассказал и Дмитрий Веселов, вице-президент общероссийской организации “Инвестиционная Россия”, приведя в пример цифровую платформу для взаимодействия российских и африканских предпринимателей.
Егор Патов, директор по развитию дистрибуции RC Group, член комиссии по развитию рынка партнерских программ общероссийской организации «Инвестиционная Россия», сделал акцент на важности инноваций в дистрибуции. По его мнению, залог быстрого старта — это партнерский бизнес, ведь он значительно снижает риски на старте, обеспечивает возможность быстрого масштабирования, поддержку головной компании и всей сети.
Его слова поддерживает президент RC Group Елена Мищенко — партнерские программы не только снижают барьеры входа на рынок, но и объединяют предпринимательство, социальные сети и стиль жизни людей, и могут существенно повысить благосостояние семей в наше непростое время.
Новые правила — новые технологии
Трансформация должна произойти не только в мышлении, но и в технологиях. По мнению Романа Фомина, директора по финансово-техническому развитию RC Group, будущее — за комплексными экосистемами. Для примера он привёл проблемы в сфере эквайринга.
— Сейчас подключение эквайринга характеризуется двумя словами — это долго и дорого, — считает Роман. — Потому что всё завязано на импортном оборудовании и бюрократических процессах банков и контролирующих органов. Этот входной барьер в виде закупки оборудования и тяжеловесных административных процессов можно было бы убрать, а процессы оптимизировать.
Например, решение от компании RC Group собрало лучшие практики в сфере e-commerce. Что важно, оно не привязано ни к одному банку или производителю оборудования. Система подойдёт для самых разных предприятий: от локальной кофейни до сети гипермаркетов. А дополнительные опции: электронное меню, безналичные чаевые или программу лояльности, можно подключить буквально одним кликом.
Важность синергии и концентрации всех возможностей в одном месте, но уже применительно к сфере взаимодействия власти и бизнеса упомянул и Александр Дёмин, депутат ГД РФ, председатель Комитета по малому и среднему предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
— На мой взгляд, это правильный тренд в развитии взаимодействия государства и бизнеса: мы должны следовать принципу «одного окна», — заявил Дёмин. — Например, в этом направлении двигается платформа МСП.рф: уже сейчас можно пройти чекап и узнать все меры поддержки, на которые может претендовать предприятие. Платформа предоставляет локальные юридические документы, которые нужно заполнить, делится календарём проверок, оказывает юридическую помощь — и всё это в одном месте, в одной структуре.
По мнению Дёмина, важно не только помочь государству понять потребности предпринимателя, но и объяснить цели и задачи государства на понятном для бизнесмена языке. И, по мнению депутата, найти баланс между этими потребностями — ключевая задача бизнес сообщества.
Также эксперты не обошли стороной и проблемы образования предпринимателей. Александр Демин отметил важность таких проектов, как программа “Капитаны” для предпринимателей, а эксперты из Финансового университета при Правительстве РФ рассказали о новых программах по цифровому предпринимательству, внедряемых университетом совместно с практиками из бизнеса.
В целом спикеры сошлись на мнении, что текущий кризис делает российское предпринимательское сообщество лишь сильнее, так как малый бизнес готов искать в сложившейся ситуации возможности и решения для развития — и находит их.