Закрыть

Минус балл: в МВД учли идеи Давыдова по снижению числа нарушений ПДД

МВД и Минюст отреагировали на инициативу автора проекта «20 идей по развитию России» Дмитрия Давыдова. Он предлагает сделать российские дороги более безопасными за счет внедрения системы штрафных баллов, которые водители будут получать за нарушения правил дорожного движения. Эксперты поддерживают идею и уверяют, что она «приведет нарушителей в чувства».

Не только камеры

По количеству дорожных штрафов Россия значительно превосходит развитые страны, и их число все последние годы неуклонно растет. Как отмечает Дмитрий Давыдов, с одной стороны рост связан с распространением и развитием технологий автоматической фиксации с помощью камер. Во многом благодаря им рост зафиксированных случаев ПДД в 2021 году в стране увеличился до 179,5 млн случаев.

Но при этом в развитых странах механизмы фиксации работают не хуже, чем в России, а количество штрафов там кратно меньше. Отсюда можно сделать вывод, что одним только усилением контроля ситуацию с безопасностью на дорогах не изменить. Автор «20 идей» предлагает внедрить в России систему штрафных баллов.

Фото: Baltphoto.ru

Больше половины стран Евросоюза успешно используют эту систему, позволяющую лишать прав самых злостных нарушителей по совокупности проступков. Дмитрий Давыдов разбирает ее на примере Испании, где водитель на старте получает 12 баллов.

В случае небольшого стажа или возврата права после лишения число баллов уменьшается до 8. За любое правонарушение есть риск потерять все или часть баллов. Стоимость страховки для автомобилиста также рассчитывается от количества штрафных баллов.

«В зависимости от тяжести нарушения, водитель может получить либо только штраф, либо штраф плюс потерю баллов. Если баллов не осталось, то водительская лицензия приостанавливается на 6 месяцев в первый раз и на 12 месяцев в последующие разы», — рассказывает автор «20 идей».

Поправки в законодательство РФ

Изменения в законодательство с учетом российской статистики он предлагает внести и в России. Например, в дополнение к предупреждениям и штрафам по КоАП прописать штрафной балл за каждое нарушение ПДД. При наборе 15 баллов в течение двух лет лишать права управления на 1 год.

Для восстановления прав автор «20 идей» предлагает обязать водителя вновь проходить обучение и сдавать экзамены. При этом он упоминает и систему поощрения, когда при отсутствии нарушений за год кредит баллов у водителя увеличивается на 1 балл, но при этом не превышает 20 в сумме.
Похожая практика уже имела место в стране в начале 90-х годов, когда каждому нарушению соответствовало количество штрафных очков. Например, проезд на красный свет обходился водителю в три балла, а превышение скорости оценивалось в два балла.

Экспертный взгляд

Как рассказал АБН председатель правления российского «Союза автошкол» Александр Ачкасов, существовавшую на тот момент систему контроля сложно было назвать идеальной, и ее в итоге ликвидировали ее из-за коррупционной составляющей. В свою очередь Дмитрий Давыдов уверен, что сейчас ситуация в части технологий контроля в России кардинально изменилась.

«Современные инструменты контроля, информационные технологии, системы коммуникаций и обмена данными позволяют быстро и эффективно разработать прозрачные механизмы начисления и учета баллов. Такая автоматизация позволит минимизировать риски возникновения коррупционных схем, из-за которых предыдущая устаревшая система была отменена», — уверен автор «20 идей».

Позитивно перспективы возврата балльной системы оценивают и в российском «Союзе автошкол», называя зарубежный опыт показательным. При внедрении в России, по словам Александра Ачкасова, этот опыт необходимо учесть, но также опираться и на российскую специфику.

«Мы согласны, что балльная система приведет нарушителей в чувства. Как может водитель продолжать ездить с правами, когда у него 4 млн долгов за неоплаченные штрафы, такого быть не должно. В то же время балльная система же должна стать не карой, а исключительно благом», — считает автоэксперт.

Реакция МВД и Минюста

Фото: Baltphoto.ru

С инициативой разработки законодательной базы для внедрения системы штрафных баллов за нарушение ПДД Давыдов обратился в МВД, Минюст и Совет Федерации. Первая реакция профильных ведомств оказалась очень сухой. Начальник отдела по работе с обращениями граждан МВД Горюнова и замдиректора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста Николаева «внимательно изучили и приняли к сведению» поступившие предложения.

В результате позиция государства по системе штрафных баллов до сих пор не ясна. А вопрос Давыдова о том, будет ли эта идея прорабатываться на законодательном уровне, и если нет, то по каким причинам, остается без ответа.

Автор «20 идей» при этом ясно дал понять, что система учета штрафных очков не потребует масштабных финансовых затрат, так как ее можно развернуть на основе имеющихся у государства информационных ресурсов.

Более того, в случае реализации идеи, бюджет может получить дополнительные средства. По данным ВОЗ, ущерб от аварий на дорогах для большинства стран оценивается в размере около 3% ВВП в год. Его снижение может стать подспорьем для казны. Для этого потребуются конкретные изменения в российское законодательство, которые подробно описал автор «20 идей по развитию России».

Автор: Павел Бойков

Новости партнеров