Москва. В России снизилось число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые находятся на грани выживания. Изменение количества может отражать общее снижение числа предприятий, которые уже прекратили свою деятельность из-за сложной экономической ситуации, сложившейся еще во время пандемии.
pexels.com
Промсвязьбанк, бизнес-объединение «Опора России» и агентство Magram Market Research провели исследование и выяснили, что в в РФ число предприятий МСП, охарактеризовавших свою текущую бизнес-стратегию как «выживание», снизилось до минимального уровня за последние два года. Респондентами стали владельцы и руководители 1849 компаний.
По данным опроса, о выживании сообщили 15% участников. При этом о развитии и росте бизнеса заявили 14% респондентов. Основная часть опрошенных охарактеризовали деятельность своих компаний как «стабильность» и «разумную экономию – такой ответ дали 35 и 36% соответственно. Владельцы и главы предприятий отметили, что уход из России иностранных компаний открыл для них новые горизонты возможностей.
Юрист, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе» Наталья Горячая в комментарии для АБН выразила сомнения в справедливости результатов исследования, проведенного бизнес-объединением совместно с банком.
«Я могу предположить, что люди просто устали жить в формате «выживание». Но если в ковид это было действительно сродни попытке выжить в весьма необычных для бизнеса условиях (каникулы за счет работодателя, субсидии по федеральному МРОТ в обмен на неувольнение, отсрочка по налогам вместо отмены), то сейчас данные такого опроса скорее издевательство, чем факт».
Кроме того, организации, которые не вошли в число «выживающих» могут уже готовиться к прекращению деятельности, либо закрылись вовсе, предположила Наталья Горячая.
«Тогда статистика опроса совсем другой контекст приобретает», – подчеркнула собеседница агентства.
В своем Telegram-канале для предпринимателей общественный деятель запустила проведение аналогичного опроса. На момент публикации за вариант «выживание» проголосовали 48% респондентов, еще 14% заявили о развитии новых направлений.
Есть два вида опоры: внешняя и внутренняя, объясняет Наталья Горячая. В сложившейся ситуации внешняя опора могла бы заключаться во внесении изменений в экономической политики в России. Речь идет, в том числе, о снижении налоговой и неналоговой нагрузки, моратории на проведение проверок и других инструментах, однако надежды на принятие подобных мер, по мнению эксперта, надежды немного.
«Не будет ничего из того, что нужно бизнесу. Это мое мнение, основанное на том, какие сейчас идут разговоры о мерах поддержки бизнеса», – считает юрист.
При этом бизнес может рассчитывать на снижение уровня страховых взносов со всего объема заработных плат до 15% вместо нынешних 30% от МРОТ и 15% со средств, которые его превышают. Данное предложение было озвучено как поручение президента России Владимира Путина, напомнила эксперт.
Внутренняя опора представляет собой то, что накоплено самими предпринимателями за время ведения бизнеса, разъяснила специалист. Исходя из позиции внешней среды, описанной выше, развитие бизнеса зависит от его владельца и его намерений. Кроме того, важную роль играет готовность принять решение о внесении изменений в работу предприятия, которых требует сложившаяся экономическая ситуация.
«Бизнес в целом очень ослаблен и устал от ковидных ограничений. Уход в пассивный доход – один из основных запросов МСП. Активно зарабатывать хотят немногие. Тем более сейчас», – констатировала Наталья Горячая.
По данным Федеральной налоговой службы, за период с 10 февраля по 10 мая число предприятий в секторе МСП выросло на 109,2 тыс и достигло 5,6 млн, несмотря на санкции и кризис. При этом наибольший рост показали микропредприятия, в то время как количество малых организаций стало меньше на тысячу. Число средних предприятий за указанный период изменилось незначительно.