Специалист Куровская рассказала о том, что далеко не все организации в России имеют право требовать паспортные данные от своих клиентов.
Ситуации, когда вас просят предоставить паспортные данные, или копию удостоверяющего личность документа, часто являются необоснованными. Об этом рассказала NEWS.ru директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская.
«Если покупки совершаются в интернете, то требовать от вас скан паспорта продавец не должен, даже когда речь идет, в частности, о приобретении авиабилетов. В этом случае достаточно указать данные документа, удостоверяющего личность. Передавать копию своего паспорта не нужно и при возврате товара в магазин и оформлении туристической поездки. Продавец вправе требовать у покупателя паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, при возврате уплаченных за товар денег, но лишь для идентификации личности, а не снятия копий», – говорит Куровская.
Ещё одна сфера бизнеса, которая часто преступает нормы в этом отношении – гостиничная. Отельеры также не имеют право снимать копии с вашего паспорта, но могут записать паспортные данные постояльцев. Аналогичная ситуация с операторами связи и провайдерами – они обязаны удостовериться в правдивости ваших персональных данных, но снимать копии и хранить их – не могут.
Более того, с 1 сентября 2022 года вступит в силу закон, по которому за отказ заключить договор с гражданином, если тот не согласен предоставить свои персональные данные (кроме случаев, прямо предусмотренных законом), для продавцов предусмотрен штраф.