Торговля под прицелом: эксперт Губайдуллина назвала причины внимания ФНС к маркетплейсам

Москва. В 2024 году Федеральная налоговая служба усилила свое наблюдение за предпринимателями, торгующими на маркетплейсах. Этому способствуют три шага, на которые идут бизнесмены, объяснила налоговый налоговый эксперт, управляющий партнер АФ «Палладиум» Альбина Губайдуллина специально для АБН24.

1

Фото: Racool_studio © freepik.com

В последнее время маркетплейсы — сфера, к которой налоговые органы относятся особенно внимательно. Об этом в своих выступлениях неоднократно говорил руководитель ФНС Даниил Егоров и это подтверждают запросы налоговой к предпринимателям.

Первая причина такого внимания — дробление бизнеса. Ряд бизнесменов, чтобы сохранить право применения упрощенной системы налогообложения и платить пониженные налоги, разделяют бизнес на несколько ИП или ООО.

Как правило, предприниматели на маркетплейсе выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН), у которой есть предельный лимит дохода. Так, в 2024 году он составляет 265 млн рублей. Если доходы от бизнеса выше, индивидуальный предприниматель должен перейти на общую систему налогообложения и платить НДС (20%), НДФЛ (от 13% до 15%), а ООО – налог на прибыль (вместо НДФЛ) и НДС.

Когда предприниматель выходит на рынок маркетплейсов с каким-то товаром, он не предполагает, что у него будут высокие доходы, которые превысят размеры упрощенной системы налогообложения. Но достаточно часто этот онлайн-бизнес набирает обороты, и в конце года предприниматель может приблизиться к лимитам применения упрощенной системы налогообложения или даже превысить их. Чтобы не потерять право применения упрощенной системы налогообложения, многие регистрирует новые ИП или ООО. Затем переводит карточки на новые юридические лица или параллельно продвигают аналогичный товар. Между этими аффилированными лицами делятся товары и доходы от продаж, что позволяет оставаться в рамках лимита упрощенной системы налогообложения. Подобные махинации – вопрос получения необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного использования права применения пониженных ставок. Этот вопрос сегодня очень актуален для маркетплейсов.

банкрот кредит долг
Фото: rawpixel.com © freepik.com

Следующий аспект риска – ситуации, когда предприниматель приближается к пороговому значению упрощенной системы налогообложения, но не переступает эти значения. Налоговая запрашивает у него информацию, в ходе которой выясняется, что предприниматель отражает не всю сумму дохода.

Допустим, покупатель на маркетплейсе покупает товар бизнесмена за 1000 рублей. Маркетплейс удерживает комиссию 30% и перечисляет предпринимателю 700 рублей. Часть бухгалтеров допускает ошибку, считая, что если на расчетный счет пришло 700 рублей, то и налог нужно платить с 700 рублей. На самом деле доходом предпринимателя является 1000 рублей, а 300 рублей – это расход – оплата агентского вознаграждения маркетплейсу. Соответственно, доходом для целей исчисления УСН будет являться 1000 рублей. Если предприниматель выбрал базу исчисления налога – «доходы», а не «доходы минус расходы», то и налог нельзя уменьшить на расход в виде агентского вознаграждения маркетплейсу.  Это же влияет и на предельный размер дохода применения УСН, который должен определяться из доходов, как величины, уплаченной покупателем при приобретении товара, а не полученной бизнесменом от маркетплейса.

Фото: pxhere

Третья причина – переезд в льготные регионы. Предприниматели, торгующие на маркетплейсах, используют такой механизм, чтобы снизить налоговую нагрузку и меняют место регистрации без фактического на то обоснований.

В 2024 году среди самых выгодных регионов для переезда на УСН, с льготным налогом 1% – Республика Удмуртия, Республика Калмыкия, город Курган. У налоговых органов нет претензий, если переезд в льготный регион обоснован. Вопросы вызывают случаи, когда индивидуальные предприниматели приобретают услугу «по смене прописки» и прописываются в другом регионе, где у них нет ни недвижимости, ни иного другого обоснования смены адреса регистрации. У налоговых органов вызывают подозрение ситуации, когда в одном доме прописано 10-15 индивидуальных предпринимателей, которые таким образом стараются обеспечить себе пониженную ставку.

Все это свидетельствует о том, что при планировании бизнеса на маркетплейсе очень важно заранее продумать налоговую стратегию с учетом планируемых финансовых показателей развития деятельности и не прибегать к нелегальным налоговым схемам, а использовать законные права на применение налоговых льгот и преференций.

Автор: Иван Потапов

Новости партнеров