Утилизация за счет экологии: за что вынуждены платить водители

Правительство утвердило новые правила расчета утильсбора на легковые автомобили. О пользе утильсбора рассказал автоэксперт Дмитрий Попов специально для редакции АБН24.

Фото: unsplash

Утильсбор — это специальный сбор, взимаемый при покупке нового автомобиля, предназначенный для финансирования утилизации и переработки транспортных средств по окончании их эксплуатационного срока. Основная цель — снизить экологическую нагрузку и стимулировать развитие экологически чистых технологий.

«Утильсбор собирается непосредственно дилерами или официальными поставщиками автомобилей. Он включается в цену автомобиля и передается в государственный или специализированный фонд утилизации», — объяснил эксперт. 

Обычно деньги поступают в государственные или частные фонды утилизации, которые финансируют установку современных утилизирующих предприятий, проводят программы по сбору и переработке старых автомобилей, а также стимулируют переход на электромобили и гибриды.

«На практике, число заводов по утилизации не растет значительно, а количество старых машин, ожидающих утилизации, остается высоким. В большинстве случаев утильсбор не является налогом, а сбором, установленным законом или регулирующими органами, при этом средства не всегда полностью идут на утилизацию старых авто, а могут направляться на другие экологические инициативы или даже оставаться в бюджете», — прокомментировал спикер.

Утильсбор на электромобили и гибриды выше, чем на традиционные бензиновые или дизельные автомобили, потому что они требуют более дорогой и сложной утилизации, а также предполагают будущие экологические выгоды, на которые государство и фонд утилизации делает ставку. Стимулирование перехода к экологичным транспортным средствам за счет повышенных сборов — одна из стратегий сокращения вредных выбросов и стимулирования развития инфраструктуры.

«Для каждого модельного ряда утильсбор определяется исходя из: массы автомобиля, типа двигателя, уровня экологической нагрузки и затрат на переработку. Например, Джетур Дашинг — утильсбор может составлять 300-500 тысяч рублей в зависимости от двигателя и характеристик. Тигуан Л — 800 тысяч утильсбор», — рассчитал эксперт. 

Эти суммы могут меняться в зависимости от актуальных нормативов, регионов и конкретных моделей. Утильсбор обычно оплачивается покупателем при приобретении автомобиля — он закладывается в цену или оплачивается отдельно дилером, который затем передает собранные деньги в соответствующие фонды или госорганы.

«Дилеры должны уплатить утильсбор по установленным тарифам, а затем — отразить его как обязательство в своей отчетности перед налоговыми и контрольными органами. В некоторых случаях дилеры включают эти суммы в конечную цену автомобиля, а в иных — оформляют отдельным платежом», — объяснил спикер. 

Обычно утильсбор оплачивается сразу при покупке. В некоторых случаях он может быть включен в сумму автокредита — тогда итоговая сумма кредита увеличивается, и заемщик платит за утильсбор вместе с автокредитом.

«У электрокаров утильсбор выше. Обоснование связано с затратами на переработку батарей и электросистем, что дороже и сложнее по сравнению с традиционными двигателями. Также государственные программы по стимулированию экологичных автомобилей часто предполагают более крупные инвестиции в утилизацию их компонентов», — добавил эксперт. 

Размер утильсбора определяют регулирующие органы, такие как министерства транспорта, природных ресурсов или специальных экологических фондов, разрабатывают тарифы, основываясь на технических характеристиках, экологическом эффекте и стоимости утилизации конкретного транспортного средства.

«Утильсбор помогает собрать средства для модернизации системы утилизации старых авто, уменьшить экологический вред от старых машин, стимулировать переход на новые, экологичные модели. В реальности, однако, финансирование часто остается недостаточным, а эффективность программы вызывает вопросы», — уточнил спикер.

Тем не менее, по мнению Попова, утильсбор остается инструментом экологической политики, хотя и требует дальнейшего усиления контроля за его расходованием.

Автор: Варвара Копысева

Новости партнеров