Мурманская область. Грузооборот почти всех портов Арктики продолжает падать. Так, по итогам 11 месяцев 2025 года порт Мурманск обработал 3,5 млн тонн грузов, что на 8,7% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Фото: официальный сайт Правительства Мурманской области
В непростых условиях работает и Мурманский морской рыбный порт, и Мурманский морской торговый порт. Первый зависит от разных факторов, влияющих на освоение рыбных квот (например, от антироссийских санкций или моратория на вылов мойвы), второй сильно просел по грузообороту из-за нерентабельности угля, составлявшего основу его базы. В меняющихся условиях экономики торговый порт и Мурманский балкерный терминал (оба входят в состав «Портового альянса») работают над диверсификацией грузов.
Так, для Мурманского морского торгового порта перспективной стала перевалка железорудного концентрата и еще одна потенциальная точка роста – контейнерные перевозки. Правительство Мурманской области подписало соглашение с китайской компанией New New Shipping Line о развитии контейнерных перевозок.
«Сейчас активно подбираем площадку в порту Мурманск», — рассказал по итогам подписания соглашения губернатор Андрей Чибис.
По неподтвержденной пока информации, такой площадкой может стать как раз торговый порт. При этом с контейнерами хочет работать и порт Архангельска, что составляет прямую конкуренцию Мурманску.
Для Мурманского балкерного терминала перспективный вид грузов – химические удобрения. В конце декабря здесь начали загружать калийными удобрениями первое судно. По экспортному контракту оно уйдет в Южную Америку. За 2026 год терминал (единственный за Полярным кругом, специализирующийся на перевалке минеральных удобрений) готов отработать по данному контракту с компанией-трейдером 1,5 млн тонн калийных удобрений.
«Стабильного грузопотока больше нет, поэтому надо работать в условиях меняющегося рынка. Мы с «Портовым альянсом» провели большую работу, потому что клиентам нужны комплексные решения. Повышающиеся тарифы на железнодорожные перевозки приводят к тому, что мы работает на нижней границе рентаьельности», — рассказывает исполнительный директор Мурманского морского торгового порта и Мурманского балкерного терминала Павел Олейник.
В частности, в терминале модернизировали складскую инфраструктуру (до 16 тысяч тонн) и первые применили технологию загрузки сразу в два трюма. На причале № 17 установили портальный кран «Витязь» производительностью 60 хопперов (специальных вагонов) в сутки. Разгрузка хопперов осуществляется путем открытия разгрузочных люков над бункерной установкой с последующей передачей груза в трюм судна по системе передвижных конвейеров. Еще один способ – напрямую со склада по конвейерным линиям.
В планах – расширить географию поставки удобрений, так как они востребованы не только в Южной Америке, но и Европе, Азии. Исторически калийные удобрения шли через порты Балтики, но из-за обострения международной обстановки и высокой загруженности российских портов, часть грузов теперь пойдет через Мурманск. В терминале отмечают, что ранее уже работали с калийными удобрениями, но объемы были небольшими и старту в этом году предшествовал длительный перерыв.
В 2025 году Мурманский балкерный терминал планировал обработать 2,9 млн тонн грузов, за 11 месяцев обработано 2,6 млн тонн. Большая часть (55%) – минеральные удобрения, еще 31% — апатитовый концентрат, 9% — ЖРК и ЖРО, 6% — прочие грузы (уголь, щебень, селитра).
Мурманский морской торговый порт за 2025 год планирует обработать 10 млн тонн грузов, 9,36 млн тонн уже выполнены. 77,44% грузооборота составляет уголь, 20,44% — ЖРК и ЖРО, 0,48% — минеральные удобрения. При этом в компании уточняют, что 0,56% всего грузооборота пришлось на импорт, 1,08% — каботаж и проектные грузы.
