«Легкий премиум»: что ждет российский авторынок в 2024 году?

Еще несколько лет назад было сложно представить, что больше половины авто на российских дорогах будут китайскими. Сегодня кроссоверы Chery с наклейками агрегаторов такси и седаны JAC на парковках бизнес-центров — часть привычного городского пейзажа.

1

Фото: pxhere.com

Растет и количество дилеров. Так, по данным сервиса «Автохаб», в августе 2022 года доля дилеров на российском рынке составляла 16,8%. Сейчас же показатель вырос до 24,8%. Так на какие автомобили стоит обратить внимание дилерам Петербурга и других российских городов завтра? И, самое главное, сколько будут стоить эти автомобили и хватит ли запчастей для их ремонта? О перспективах российского авторынка АБН поговорил с экспертами отрасли.

Фото: SAIPA

«Индийцы» и «иранцы» вряд ли появятся на дорогах

«Я не слышал, чтобы индийцам был интересен российский рынок, — считает автоэксперт Алексей Хресин. — Иранцы же все грозятся прийти в Россию, но дальше разговоров дело не заходит. Хотя, казалось бы, ситуация в их пользу: сертифицируйте, заключайте договора, везите. Но нет, как-то не торопятся».

Тем не менее, в «Яндекс GO» заявили, что скоро московских пассажиров агрегатора такси будут возить иранские седаны Iran Khodro Tara. Пока что, правда, в автопарке всего 12 таких автомобилей — и все работают в тестовом режиме. Официально о поставках в Россию авто Iran Khodro заявляла только компания «Рольф»: на сайте дилера действительно можно найти седаны иранской марки.

Несмотря на это, отечественным дилерам, которые все же решатся возить авто из Индии и Ирана, нужно будет урегулировать не только вопрос импорта, уверен член Общественной Палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.

«Мы же понимаем, что климат у нас сильно отличается от индийского и иранского. Поэтому нужно наладить не только импорт, но и адаптировать эти автомобили к нашим условиям. Это, наверное, самый серьезный вопрос, который нужно решить», — считает Солдунов

Фото: pxhere

Из Китая, вполне возможно, в Россию приедут BMW и Citroen

Новых иномарок много, однако рынок авто с пробегом остается доминирующим. При этом процент «почти новых» авто на рынке растет: в августе 2023 года доля автомобилей с пробегом в возрасте до 5 лет составила 26,3% от всех автомобилей с пробегом. По сравнению с предыдущим годом, показатель вырос почти на 8%, сообщает сервис «Автохаб» (проект Авито).

Эксперты считают, что такая динамика связана с ростом параллельного импорта из европейских стран. А вот импорт машин с пробегом из Китая если и вырастет, то незначительно:

«Возить будут, но легкий премиум, — комментирует Алексей Хресин. — Помимо заводов восточных марок, в Китае много производств европейских брендов: Citroen, BMW. Это заводы, которые выпускают автомобили исключительно для внутреннего рынка: например, BMW М5 с удлиненной базой, которую вы в Европе не встретите. Такие авто, возможно, возить будут. А вот более бюджетные модели вряд ли — нерентабельно».

Однако автоэксперт, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает иначе. Шкуматов уверен, что в ближайшие годы поток б/у автомобилей из Китая возрастет значительно и именно на них стоит сделать ставку отечественным дилерам:

«Седаны и кроссоверы с пробегом уже начали перегонять из Китая, и этот процесс будет только расти в ближайшие годы. В Поднебесной в прошлом году было продано 26 млн авто. Некоторые из них через пару лет уйдут на рынок «вторички» — в том числе и российский. Машин будет реально много. Уверен, через несколько лет канал будет примерно в два раза больше, чем канал авто из Японии», — считает Шкуматов.

При этом, японские автомобили действительно продолжают пользоваться наибольшей популярностью у россиян. По данным Авито Авто, в начале 2023 года на рынке автомобилей с пробегом доля японских брендов (23%) впервые оказалась выше доли отечественных производителей (22,8%). «Японцев», как правило, покупают на аукционах и переправляют в Россию.

Фото: pxhere

Дефицит запчастей может стать одним из главных драйверов рынка

Европейских автомобилей с пробегом становится меньше, китайских — больше. Да, «немцы», «французы» и другие граждане Евросоюза все еще «держат рынок»: на их долю приходится 40,4% всего рынка автомобилей с пробегом. Однако в конце прошлого года показатель был больше: 49,8%. А вот доля китайских автомобилей увеличилась: выросла на 7% и достигла 10,4%.

Рост спроса на подержанные автомобили означает и рост спроса на запчасти для ремонта. Так, в конце августа в ряде российских СМИ появились новости о том, что в России начался дефицит запчастей. Причем не только для европейских марок, но и, например, для корейских.

Эксперты признают, что проблемы с поставками действительно существуют. Фактор может сказаться на популярности некоторых марок, и это нужно иметь в виду многим дилерам. Главный редактор журнала «Автоброкер Клуб», партнер исследовательского агентства «Промрейтинг» Виталий Архиреев считает, что на рынке не хватает определенных комплектующих. Например, детали кузова, салона, лобовые стекла приходится ждать чуть дольше обычного. Тем не менее, эксперты уверены, что дефицит — явление временное, и связан с падением рубля и продолжающейся перестройкой логистических цепочек.

Нехватки запчастей для китайских автомобилей, скорее всего, не будет. Однако владельцы машин из Поднебесной также могут столкнуться с более длительным ремонтом — по другим причинам.

«В случае с европейскими машинами мы знали, что чаще всего ломается, — объясняет Валерий Солдунов. — Поэтому сервисы и дилеры могли лучше прогнозировать поставки: знали, каких деталей понадобится больше. С «китайцами» ситуация иная: мы все еще изучаем, как они работают в наших условиях, какие узлы чаще всего выходят из строя. Грубо говоря, все еще идет процесс притирки».

С ним согласен и Алексей Хресин. По его словам, сервисные центры до сих пор продолжают изучать китайские модели автомобилей. Другой фактор — огромное количество брендов и вопросы к обслуживанию у неавторизованных сервисов:

«Парк китайских автомобилей очень разнообразный. Какие-то модели попадают в Россию официально, другие — через «физиков» и так далее. При этом сервисных «мануалов» — у неавторизованных сервисов — мало. Часто сразу непонятно, как именно нужно обслуживать ту или иную модель — правильно обслуживать», — добавил Хресин.

Эксперты сошлись во мнении, что логистические перебои продолжат влиять на сроки ремонта автомобилей: как европейских и корейских, так и китайских. Тотального дефицита: как автомобилей, так и комплектующих, удастся избежать. «Найти можно будет все, но по какой цене — вопрос открытый».

Фото: pxhere.com

Средняя цена авто растет, машины быстро разбирают

Сергей Трофимов, руководитель отдела аналитики «Автохаб» (проект Авито) рассказал о росте количества предложений в ценовом сегменте от 1 000 000 рублей. По данным специалиста, в августе 2023 года доля авто стоимостью от 1 000 000 до 2 000 000 рублей составляла 19,3%. В августе 2023 года показатель вырос до 22,2%. Средняя цена сделки в июле 2023 года в дилерском сегменте составила 2 004 000 рублей. В то же время бюджетных автомобилей становится меньше: доля авто в ценовом сегменте до 500 000 рублей в августе 2023 года составила 33,2%, в то время как в августе прошлого года их доля равнялась 39%.

При этом средние сроки продажи на рынке авто с пробегом сократились с 52 до 31 дня, как и оборачиваемость — с 63 до 40.

Автор: Виктор Ануфриев

Новости партнеров