Зарплаты в легкой промышленности растут, но работников все равно не хватает. Такая тенденция наблюдается во всей сфере производства. В чем причина кризиса на рынке труда, АБН24 рассказал основатель SuperJob Алексей Захаров.
Фото: АБН24
Средние зарплаты, предлагаемые в легкой промышленности в третьем квартале 2024 года, увеличились на 15% по сравнению с тем же периодом 2023 года, составив 60,1 тыс. рублей в месяц. Больше всего доходы выросли у портных — на 31%. Они теперь получают в среднем 66 тыс. рублей. Второе и третье места занимают раскройщики и закройщики, чьи доходы возросли на 20% и 17% соответственно. Первые при полной занятости получают 61,3 тыс. рублей, а вторые чуть больше – примерно 65 тыс. рублей.
При этом, по словам Захарова, рост зарплат в этой отрасли не уникален. Текущее увеличение номинального дохода работников характерно для всего рынка труда. Основная причина – дефицит кадров.
«Зарплаты растут везде. Рост на 15% – это просто индексация, которая ниже уровня инфляции. Легкая промышленность ничем не выделяется от других отраслей. Кадров сейчас не хватает во всех сферах. Образовалась демографическая яма – на рынке с 2008 года работников стало меньше примерно на 6 млн человек. Из-за ковида – минус миллион человек. Контракты и мобилизация – еще около миллиона с рынка труда», – отметил Алексей Захаров.
Сектор производства страдает от дефицита кадров значительно сильнее из-за ухода работников в сферу услуг. Только за последние несколько лет, по словам эксперта, переток составил около 10 млн человек. В легкой промышленности востребованность в раскройщиках у работодателей увеличилась на 35%. Спрос на закройщиков возрос на 20%, а на швей – на 17%. В третьем квартале 2024 года количество вакансий в этой области увеличилось на 13% по сравнению с прошлым годом.
Ситуация пока еще не критичная – легкая промышленность вошла в число пяти самых привлекательных для работы отраслей производства среди россиян. В других секторах проблем с кадровым дефицитом значительно больше. Нивелировать переток специалистов, по словам Захарова, можно только уравнением зарплат.
«Но сейчас у сферы услуг отдельный режим налогообложения. Дурной абсолютно. Учитель младших классов получает 30 тыс. рублей в месяц, молодой токарь – 70 тыс. рублей, а у курьера на велосипеде зарплата превышает 150 тыс. рублей. Это все исключительно в силу бестолкового государственного регулирования. Или, возможно, намеренного – с целью разрушения промышленности. Пицца приезжает за 15 минут. А вот ракеты делать некому. И изобретать некому», – пояснил эксперт.
По словам Захарова, чтобы промышленность могла конкурировать с сферой услуг по уровню зарплат, необходимо изменить систему налогообложения в сфере услуг, особенно для самозанятых. Кроме того, для стабилизации рынка труда в стране необходимо решить миграционные и демографические проблемы.