Скидки на алкоголь в России могут запретить. Так власти собираются сократить потребление спиртного в стране. Будет ли такая мера эффективной, АБН24 рассказал алкогольный маркетолог Максим Мартынов.
Фото: freepik.com
Российские власти займутся вопросом запрета предоставления скидок на алкоголь в магазинах. Распоряжение кабмина уже опубликовано на официальном правовом портале. Проанализировать рынок и подготовить рекомендации о возможности запрета акционных предложений поручили Минпромторгу, Минздраву, Роспотребнадзору, Минфину и Минсельхозу. Результаты работы ведомств должны представить в апреле 2025 года.
Такой шаг, по словам эксперта, является лишь малой частью более широкой стратегии российской антиалкогольной политики. Однако эффективность реализации подобной меры пока вызывает вопросы.
«Для снижения доступности запрета скидок недостаточно, поскольку с этим более-менее справляются растущие акцизы. Скидки для большинства не являются веским поводом для покупки алкоголя. И без скидок алкоголь покупают хорошо. Возможно, цель – минимизировать ситуативные покупки, спровоцированные выгодными предложениями, но сомневаюсь, что это повлияет на общую картину», – отметил Максим Мартынов.
Впрочем, действия властей на пути к трезвой нации не ограничиваются только этим – еще одно распоряжение правительства одобряет план по реализации Концепции сокращения потребления алкоголя в России. Документ рассчитан до 2030 года и на последующий период. В рамках этого плана ведомствам совместно с Росалкогольтабакконтролем поручено разработать предложения по увеличению акцизов и минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.
«В какой-то степени меры по снижению доступности алкоголя действительно работают — покупают меньше, это видно по статистике с 2010 года. Однако говорить о том, насколько уменьшилось потребление, сложно. Добиться полного избавления от нелегального продукта не удалось ни к 2020 году, как это планировалось изначально, ни к 2024. Доля теневого рынка, по цифрам, снижается, но статистика не может показать объективную реальность», – пояснил эксперт.
Задачи свести потребление спиртного к нулю, по словам эксперта, у страны точно нет, да и сделать это невозможно. Более реальная цель антиалкогольной политики – снизить масштабы потребления. Эффективнее, по словам Мартынова, будет работать над улучшением профилактики и медицинской помощи для людей с зависимостью.