В ППК РЭО рассчитывают, что мораторий на штрафы для региональных операторов за превышение нагрузки на ось для мусоровозов будет введен в ближайшее время и продлится до января 2028 года. Но этого может не случиться. Срок предоставления поправок к законопроекту, который эмоционально обсуждали российские парламентарии 27 ноября, установлен на 11 декабря. Скорее всего, раньше, чем в весеннюю сессию Госдума РФ к повторному обсуждению инициативы не приступит.

Фото: сгенерировано нейросетью
Напомним, в ходе последнего заседания 27 ноября Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, разрешающий региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами загружать мусоровозы с превышение допустимой нагрузки на ось и не платить при этом штрафы в бюджет.
В ходе обсуждения выяснилось, что часть депутатов, голосующих «за», на самом деле против, Счетная палата РФ возражает категорически, в правительстве РФ требуют уточнить параметры неприкасаемости. В самом ППК РЭО надеются «удовлетворять требованиям законодательства в будущем». В итоге приняли в первом чтении так, чтоб «в корне переделать» ко второму.
Сакральная суть мусорной реформы в очередной раз завела депутатов Госдумы в непростую дискуссию. Обсуждали, что важнее: разрешить крупнотоннажной спецтехнике вывозить много мусора и за раз (так экономятся эксплуатационные расходы регоператоров) или восстанавливать автодороги, которым мусоровозы ежегодно наносят ущерб на 400 млрд рублей. Ну и философское: кто за все заплатит и почему перед законом все прочие равны, а вот операторам по обращению с ТКО нужно эксклюзивное регулирование?
Позицию ППК РЭО и региональных операторов защищал заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ Александр Коган. Депутат сообщил, что законодательство РФ предписывает владельцам большегрузных транспортных средств соблюдать разрешенную нагрузку на ось транспортного средства (в зависимости от категории дорог до 6, 10 и 11,5 тонн на ось). Это необходимо для того, чтобы дороги подольше оставались в сохранности. Штрафы за допущенное нарушение — от 250 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. Их, в том числе, направляют в дорожные фонды, чтобы было на что ремонтировать.
Платить такие штрафы регоператорам не из чего — в тариф подобные расходы не включить, а то будет странно. Вроде как нарушают юридические лица, а платить за это обязаны безвинные «физики».
При этом конструктивные особенности используемых сегодня мусоровозов, по словам Когана, в принципе исключают возможность регоператоров соблюдать требования по допустимой массе. Само по себе прессующее устройство, позволяющее утрамбовывать мусор в кузове спецмашины и увеличивать тем самым ее вместимость, весит порядка 6 тонн.
Рассматривать в качестве решения уменьшение объема загрузки мусоровоза – тоже не вариант. Тогда операторам придется делать несколько ходок, а это дополнительные затраты на топливо, ГСМ, зарплату водителей и прочее. Такие расходы включить в тариф можно, но плата жителей за услугу по вывозу мусора рискует вырасти в разы.
«Предлагаем наложить мораторий на три года, чтобы эти штрафы не выставлять до того момента, пока правительство РФ не предложит, по сути, либо другой конструктив мусоровозов, либо не введет новые правила движения соответствующих машин по дорогам. Надо заметить, что в случае, если данный вид транспорта все-таки будет платить штрафы, то это будут делать либо наши граждане, либо субъект», — заявил Коган.
У Счетной палаты РФ точка зрения другая. Как следует из заключения ведомства, есть общее правило, регламентирующее движение по дорогам автомобильных «тяжеловесов», и введение специальных норм может привести к утрате контроля и сокращению доходов бюджетной системы государства, а также к утрате региональными и муниципальными дорожными фондами одного из источников доходов.
Минтранс еще более конкретен и называет сумму ущерба, которые наносят ежегодно автодорогам страны мусоровозы — 400 млрд рублей.
По мнению председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, мусор вывозить надо, но «дороги бить дороже». Депутат предложил мыслить примерно следующим образом: ввести мораторий не на три, а только на два года, при этом мотивировать производство российской спецтехники с параметрами, соответствующими требованиям сохранности национальных автодорог и правилам дорожного движения. Пока этого не случилось, предлагается уменьшить уплотнение отходов в кузовах используемых мусоровозов и, соответственно, снизить массу перевозимого груза. А нарушать ПДД ни для кого не допустимо, потому что они «написаны кровью», добавил остроты обсуждаемому вопросу депутат.
В итоге Евгений Москвичев предложил совсем неожиданное: в первом чтении законопроект поддержать, а ко второму — «в корне пересмотреть». (В этот момент экономист Михаил Делягин очень удивился.)
Михаил Шеремет задался вопросом, будут ли наложены на региональных операторов обязанности по обновлению парка? Если нет, логично предположить, что и к 2028 году ситуация особо не изменится. Вице-спикер Александр Жуков к озабоченности присоединился: а действительно, что же тогда делать?
«А если заменять не будут, значит, грузить не будут в шесть раз больше. Будут грузиться только с уплотнением в 3-4 раза. Вы же на лошадь не можете грузить вместо 15 мешков 25, она не повезет, надо разгружать», — привел в пример гужевой транспорт Евгений Москвичев и сообщил, что российская промышленность «в лице министра Антона Алиханова» подтвердила готовность выпускать спецтехнику подходящей конструкции.
«Маленькая справочка. Она очень важная. Русские умельцы что угодно, конечно, сделают, но на сегодняшний день общая масса мусоровозов никогда не превышает норматив, установленный производителем», — снова взял слово Александр Коган и опять застращал: регоператорам все равно придется доплатить, либо бюджету через субсидии, либо населению по квитанции. Но это уже политическое решение.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин все-таки поинтересовался вслух, зачем даже в первом чтении принимать законопроект, который требует переработки «в корне»? Но внимание акцентировал на другом: почему предполагается освободить от штрафов исключительно тех, кто вывозит мусор, и почему, рост тарифов для населения может оказаться кратным, если речь только о транспортной составляющей?
«Я правильно понимаю, что это означает, что мы, оплачивая мусорную реформу, платим не за переработку мусора, а только за работу автотранспорта? А все остальное это фикция и сказка?», — был образен Делягин.
Оказалось, так и есть. По словам Александра Когана, порядка 70% в тарифе регоператоров приходится на транспортирование мусора. Но самое главное, что все эти расходы полным рублем оплачивает население. И если регоператоры понесут дополнительные неучтенные расходы на перевозку отходов, то их все равно придется компенсировать: либо субсидией из бюджета, либо повышением тарифа для населения, — в очередной раз повторил сакраментальное Коган.
Коммунист Николай Коломейцев был раздражен (на фразе о лоббировании интересов его микрофон оказался выключен). Когда снова заработал, депутат заявил, что это региональные операторы просто купили не те машины, которые следует, а порядка 80% ввезли из-за рубежа. При этом у бывших комбинатов по благоустройству, которые еще сохранились в муниципалитетах, есть походящая техника. А если нет, то можно купить и в Китае.
По словам Коломейцева, первым делом необходимо привлечь прокуратуру и Счетную палату РФ к проверке закупочной деятельности регоператоров и трат на приобретение спецтехники. Напомним, с похожей инициативой о проверке расходов региональных операторов годом ранее выступила спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Отчет аудиторов, по идее, должен быть представлен уже в этом декабре.
«За три года не останется ни одной муниципальной дороги, которая ведет к полигону. 20 лет назад не было регоператоров, были комбинаты благоустройства. Потом организовали «рога и копыта», «пальцем в небо» ввели тариф, получили деньги и вывели их. Не надо упрощать вопрос, надо детально разобраться. […] Надо в Счетную палату обратиться и проверить эффективность мусорной реформы. Куда не поедешь — везде с кулаками бросаются, потому что тарифы не соразмерны услугам», — разгорячился Николай Коломейцев.
В итоги все же проголосовали: 299 депутатов высказались «за» введение моратория на штрафы сроком на три года, 79 — «против». Очевидно, наибольшую поддержку законопроекту оказала солидарным голосованием фракция «Единая Россия». Депутат Олег Гарин подчеркнул, что поддерживается переходный период, но главная задача — сохранение автомобильных дорог.
Надежды на сохранность магистралей почему-то возложили на Евгения Москвичева.
«Евгений Сергеевич, мы все-таки на Вас надеемся, что дороги у нас за это время не испортятся», — обратился к главе думского комитета по транспорту вице-спикер Александр Жуков.
«Александр Дмитриевич, будем работать так, чтоб дороги региональные и муниципальные были сохранены», — Москвичев оказанным доверием, казалось, был очень доволен.
Осторожную радость продемонстрировал генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев, который заявил, что «любая модификация мусоровоза при полной его загрузке приводит к превышениям нормы, и даже незаполненный мусоровоз максимально приближен к предельным весовым параметрам, ограничивающим его выезд на дороги общего пользования. Решить проблему позволит временный мораторий и параллельная работа с промышленниками по разработке машин, которые могли бы удовлетворять требованиям законодательства в будущем».
В Российском экологическом операторе рассчитывают, что мораторий будет введен до 1 января 2028 года. Однако предполагать, в какие сроки и в какой окончательной редакции законопроект будет принят, пока затруднительно.
В соответствии с отзывом Правительства РФ, документ нуждается в конкретной доработке. Отмечается, что необходимо все-таки установить верхний предел допустимых отклонений по массе и нагрузке на ось мусоровозов, а также закрепить, что исключительное правило распространяется только на учтенную во ФГИС УТКО технику. Кроме того, в Правительстве РФ предложили задуматься об источниках компенсации выпадающих доходов бюджета РФ, связанных с освобождением транспортировщиков ТКО от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого мусоровозами автомобильным дорогам.