Эксперт Колыхалов: «Развитие маркетплейсов не остановить»

В правительственные круги направили проект о снижении рыночной доли маркетплейсов до 25%. Согласно данному законопроекту, владельцы онлайн-торговых площадок не смогут открывать новые пункты самовывоза или приобретать доли в других компаниях, если их рыночная доля превышает установленный предел.

1

Фото: pxhere.com

О том, каковы перспективы данного решения, в интервью АБН24 рассказали эксперты.

Рост конкуренции

«Цель законопроекта — снижение монополизации рынка. Государство начнет активно контролировать интернет-торговлю. Ограничение рыночной доли маркетплейсов может стимулировать появление новых игроков на рынке и увеличить конкуренцию. Возможно появление государственных компаний в сфере интернет-торговли. Например, покупка Ozon Сбербанком», — считает доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук Петр Щербаченко.

Собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон» Иван Кулаков тоже считает, что снижение рыночной доли маркетплейсов может привести к увеличению конкуренции на рынке электронной коммерции, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества товаров и услуг и снижению цен.

При этом считает Кулаков, ограничение рыночной доли маркетплейсов может привести к уменьшению инвестиций в развитие инфраструктуры и технологий, что может негативно сказаться на качестве обслуживания клиентов.

«Это может привести к росту цен на товары и услуги, так как маркетплейсы будут вынуждены компенсировать убытки от снижения рыночной доли.

Также стоит учитывать, что маркетплейсы являются важными игроками на рынке электронной коммерции и их роль в развитии экономики страны не стоит недооценивать. Они создают рабочие места, привлекают инвестиции и способствуют развитию малого и среднего бизнеса», — добавил он.

В настоящее время доля маркетплейсов составляет 80% рынка, поэтому искусственно снизить ее до 25% невозможно, для рынка этот шаг станет серьезным откатом назад, считает коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.

«Запрет на рост сети пунктов выдачи не позволит достичь заявленного в законопроекте результата, так как в этом случае маркетплейсы просто подключат логистических партнеров там, куда не смогут дотянуться сами.

Бурный рост маркетплейсов происходит не за счет поглощения ими других компаний, а за счет увеличения числа продавцов, товаров и ведения выгодной для покупателей ценовой политики.

Таким образом, сейчас преобладающая доля маркетплейсов обусловлена простым рыночным соотношением спроса и предложения. В данной ситуации ограничить их рост может лишь регулирование цен сверху, но это губительная практика для рынка», — пояснил эксперт.

Развитие маркетплейсов не остановить

«Невозможно остановить каток роста ниши маркетплейсов, которая составляет 100% в год, каждый год. Тут даже не наблюдается еще стагнации, только рост, поэтому, конечно, будут придуманы варианты обхода того или иного другого ограничения на пути катка. Розничные магазины, например, обходят это путем создания суббрендов.

Wildberries может регулировать это развитием дарксторов: микроскладов в локации с доставкой курьерами. Может быть такая комбинация: сторонние или суббрендовые дарксторы, суббрендовые доставки, а может быть, покупка конкурентов и работа от их имени. Таким образом, каток роста остановить невозможно», — считает директор агентства по маркетплейсам Whisla.com Иван Колыхалов.

Автор: Снежана Шахова

Новости партнеров