Мурманская область. Производство экзоскелетов и ортезов сейчас называют одним из самых перспективных, но пока недооцененных направлений в отечественном бизнесе. В России существует всего несколько компаний и предприятий, которые занимаются их изготовлением. В Мурманской области — пока ни одного, но на базе Мурманского индустриального колледжа занялись созданием учебных прототипов и провели первый в Кольском Заполярье чемпионат высоких технологий.
Фото: АБН24
Всего пять регионов в России участвуют в чемпионате по компетенции «Разработчик мехатронных систем реабилитации (экзоскелетов)», Мурманская область присоединилась к направлению в начале 2024 года. Как отмечают в колледже, кадровый вопрос – одна из главных проблем в развитии изготовления ортезов и экзоскелетов.
«Сейчас их производства находятся в основном при технопарках, в России таких компаний только три, и два учебных центра, которые занимаются данными исследованиями. Для организации обучения выбирают вузы и сузы, где есть аддитивные технологии», — рассказал преподаватель Мурманского индустриального колледжа Виктор Олькин.
Участниками первого чемпионата в Мурманске стали пять студентов, которые за три конкурсных дня создали ортез – устройство для восстановления мышечных функций, в данном случае – руки. Для его разработки проводят индивидуальные замеры руки, на которую делают устройство, используют 3D-принтер, проводят сложное программирование, чтобы ортез функционировал без помощи носителя и выполнял поставленную задачу.
«Для частного использования такие устройство приобретают не так часто, обычно их закупают реабилитационные центры. Ортезы и экзоскелеты нужны для восстановления мышечных функций по медицинским показаниям, например, после травм. Они могут надеваться на руки, ноги, реже – суставы. Спрос на них высок, но в России мало компаний их производят, хотя это продукт с высокой добавочной стоимостью – в десятки раз выше, чем стоимость материалов», — отмечает Виктор Олькин.
Затраты по материалам на один ортез составляет в среднем 10 тысяч рублей (хотя надо учитывать влияние на стоимость логистики, например, сейчас из-за санкций все необходимые комплектующие идут в основном из Китая). Другое дело, что каждое изделие требует больших затрат интеллектуального труда. Сейчас в России не так много специалистов могут заниматься программированием медицинских изделий и экзоскелетов, применяемых в промышленности (например, их использует «Норникель»). Поэтому компетентных сотрудников, которые понимают процесс изготовления такой техники на всех этапах, начиная с нулевого, сразу разбирают действующие на рынке компании.
«Это очень перспективное направление. Раньше большинство ортезов были импортными, но ситуация изменилась, поэтому сейчас наращивают производство в России. Комплектующие условно стандартизированы, главное наладить процесс программирования», — отмечает педагог индустриального колледжа.
При наличии инвестиций и выстроенной логистики по материалам подобное предприятие может появиться и в Мурманской области. Кадры под него могут быть подготовлены в интеллектуальной связке взаимодействия детского технопарка «Кванториум» (к слову, его воспитанник Егор Борзилов и победил в чемпионате высоких технологий, выиграв путевку на федеральные соревнования и практику на производстве ортезов у резидента «Сколково» — «Техбионик»), КНЦ РАН, колледжей с аддитивными технологиями и МАУ.
Востребованность в экзосклетах и ортезах высокая, например, только в России они могли бы помочь свыше 70 тысячам детей с ДЦП.