В Минприроды России опасаются, что системное взимание штрафов с региональных операторов по обращению с отходами за превышение нагрузки на ось мусоровоза вызовет либо банкротство организаций, либо приведет к кратному росту тарифа для населения. В Минтрансе на системе наказаний настаивают – правила едины для всех и исключений для отдельных отраслей быть не может, дорожным фондам нужны дополнительные средства. К 2030 году рамки весогабаритного контроля на дорогах России установят через каждые 15-20 км.
Фото: unsplash.com
Вопрос справедливости штрафных санкций в отношении транспортировщиков отходов за превышение допустимой нагрузки на ось мусоровоза стал центральным на расширенном совещании комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ 10 июня. По словам заместителя председателя комитета Александра Когана, проблема не нова, но обострилась с установкой рамок весогабаритного контроля. Сумма штрафа может колебаться в диапазоне от 100 до 400 тыс. рублей в зависимости от того, насколько сильным будет зафиксированное отклонение от допустимой нагрузки на ось транспортного средства. В результате, в некоторых регионах страны мусоровоз за день может набирать штрафов на сумму до одного миллиона рублей.
По данным Минтранса России, в настоящее время федеральные автодороги рассчитаны на нормативную нагрузку 11,5 тонн на ось и 10 тонн на ось. С региональными трассами сложнее: только для 5% региональных дорог допустима нагрузка в 11,5 тонн на ось, для 32% — 10 тонн на ось, а для 62% региональных трасс нагрузка не может превышать 6 тонн на ось транспортного средства.
«Все мы платим рублем за доступ автомобиля на дорогу и транспортную работу. Нет приоритетных отраслей. Был период правового нигилизма, когда контроль и надзор почти не осуществлялся. Другие привыкли себя контролировать. А сейчас, когда начали массово перевозить мусор по дорогам, неожиданно для себя определили, что есть правила. Это не неожиданно случилось», — передал позицию Минтранса РФ замруководителя департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Антон Козлов.
По словам чиновника, к 2030 году автоматические комплексы весогабаритного контроля на дорогах России установят через каждые 15-20 км. При этом самоцель – вовсе не взимание штрафов (компенсировать ущерб эти суммы не помогут), главное – сохранение автодорог через соблюдение грузоотправителями установленных ограничений.
В Минприроды РФ позицию дорожников понимают, но выхода из ситуации предложить не могут. Практически любой мусоровоз (а их на дорогах России ежедневно работает около 20 тыс. единиц) при полной загрузке будет иметь превышение допустимой нагрузки на ось на 20-25%. Штраф за такую провинность – от 100 до 400 тысяч рублей на каждую машину, а в тариф для населения эти затраты не включить. Если загружать мусоровоз наполовину – это снижает эффективность эксплуатации спецтехники и увеличивает дополнительные затраты регоператоров («недогруз» тоже придется вывезти, а это еще одна машина, зарплата еще одного водителя, дополнительные ремонтные издержки).
Можно было бы пойти по пути полной замены парка сегодняшних мусоровозов на модели других конструкций, которые позволяют при полной загрузке исполнять установленные требования, но на это потребуется от шести до восьми лет и примерно 67 млрд рублей, которые тоже, так или иначе, будут включены в плату, установленную для населения за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
«Затраты регоператоров оплачивает население, абоненты услуги. Это регулируемый вид деятельности. Иных средств у регоператора априори не может быть. Системное взимание штрафов приведет к двум факторам: либо прекращение оказания качественной услуги и прекращение деятельности регоператора, либо дополнительные средства в тариф. Ни первое, ни второе кураторов отрасли не устраивает», — заявил заместитель министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин.
По мнению Алексея Макрушина, заместителя генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК «Российский экологический оператор», проблему должны решать власти субъектов РФ.
«С одной стороны, регион тратит деньги на дороги, другой рукой регулирует отходы. Предложение: дать им (регионам – прим. ред.) разрешение самим формировать ответственность за нарушения. Наделить регионы дополнительными правами и возможностями по регулированию нагрузки на ось», — заявил Алексей Макрушин.
Услышав точку зрения представителей субъектов РФ и самих региональных операторов, Александр Коган попросил ППК РЭО собрать аналитику по всему используемому региональными операторами парку мусоровозов: их техническим характеристикам и фактическим (с учетом полной загрузки отходами). Также было предложено провести на базе одного из регионов технические испытания спецтехники разных моделей и марок, чтобы не по бумагам, а на практике измерить нагрузку на ось пустого и груженого мусоровоза. Минпромторгу РФ поступило предложение проанализировать возможность перевода парка региональных операторов в среднесрочной перспективе на работу со спецтехникой российского производства, что одновременно станет стимулом для развития российского автомобилестроения. Также, по мнению депутата, необходимо просчитать финансовые последствия каждого из возможных решений.
«И опираясь не на эмоции, а на конкретные факты, выносить этот вопрос на уровень руководства Госдумы РФ и Правительства РФ для выбора одного из вариантов решений, которые обсуждались участниками», — резюмировал Александр Коган.