Речь об отчете операционных результатов группы за II квартал 2024 года.
Фото: pxhere
Акции группы компаний «Аэрофлот», куда входят одноименная авиакомпания и авиакомпании «Россия» и «Победа», на Мосбирже выросли более чем на 6% после публикации операционных результатов группы за II квартал 2024 года.
По состоянию на 12:34 мск акции «Аэрофлота» стоят 55,21 рублей.
В июне 2024 года «Аэрофлот» перевез 5,2 млн пассажиров, что на 19,9% больше, чем в июне 2023 года. По итогам второго квартала 2024 года было перевезено 13,9 млн пассажиров, что на 21,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Как «Аэрофлот» стал монополистом?
В 2015 году «Аэрофлот» хотел купить за 1 рубль 75% и 1 акцию «Трансаэро», тем самым интегрировав последнюю в свою группу. Таким образом власти хотели предупредить банкротство «Трансаэро», кредиторская задолженность которой по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла около $2 млрд.
Но сделка в итоге не состоялась — у «Трансаэро» отозвали сертификат и признали ее банкротом. Многие участники рынка считают, что причиной всему стала политика «Аэрофлота», который стал монополистом на авиарынке после банкротства «Трансаэро».
«Трансаэро» была основана в 1990 году выпускниками МАИ. Уже к 1992 году авиакомпания приобрела собственный самолет Ил-86, а спустя три года число регулярных авиарейсов шло на десятки. Вскоре «Трансаэро» стало настолько крупным участником рынка, что добилось тех же льгот и привилегий, что и заслуженный государственный авиаперевозчик: освобождение от пошлин при закупке иностранных самолетов, оборудования и запчастей, назначения на международные маршруты и т. п. «Аэрофлот» какое-то время не считал «Трансаэро» конкурентом.
«Трансаэро» и черный пиар
В 2013 году «Трансаэро» начали топить черные пиарщики — они ухватились за трагедию, которая произошла в аэропорту Казани. При заходе на посадку разбился о взлетно-посадочную полосу Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан».
Началось все с того, что в прессе притянули за уши версию о том, что якобы самолет разбился из-за почтенного возраста — 23 года. Версию быстро опровергли, так как все специалисты знают, что возраст самолета не влияет на аварийность. Но недоброжелатели уцепились за этот инфоповод, чтобы запустить черную пиар-компанию против «Трансаэро» — политика компании как раз подразумевала использование старых самолетов. Многочисленные публикации с громкими заголовками в духе «Летающие гробы российских авиаперевозчиков», «Конвейер авиарухляди», «Трансаэро: в полет идут одни старики» отпугнули какое-то количество пассажиров и нанесли ущерб репутации компании.
Руководство «Трансаэро» не реагировало на публикации, напротив, они сделали ставку на увеличение авиаперевозок, увеличили парк и расширили сеть. Почти сразу же в 2014 году наступил кризис, курс доллара подскочил вдвое, и это подкосило финансовое положение «Трансаэро».
Хотя до этого «Трансаэро» вполне успешно вела свой бизнес, несмотря на довольно большую задолженность, накопленную за годы активного развития и расширения деятельности. В этот момент компанию продолжили травить в прессе, но уже по другому поводу — из-за реальных долгов. Это привело к тому, что поставщики топлива стали требовать предоплату, а аэропорты не выпускали самолеты компании до полной оплаты счетов. В этот момент и появился «Аэрофлот» со своим уникальным предложением, которое сорвалось формально из-за того, что владельцы «Трансаэро» не смогли собрать нужный пакет акций.
В итоге в 2015 году совладелец авиакомпании S7 («Сибирь») Владислав Филев планировал купить контрольный пакет акций «Трансаэро». Филев и крупнейший акционер «Трансаэро» Александр Плешаков уже было подписали соглашение о продаже акционерам S7 «не менее 51% акций „Трансаэро“». Но потом сделка сорвалась из-за того же формального повода, что и с «Аэрофлотом».