#НаСевереБизнес

Грузовые поезда Пекин — Москва начали курсировать на регулярной основе

Это значит, что торгово-экономические отношения России и Китая должны возобновиться.

1

Фото: pxhere

В понедельник, 17 июня, в 11:25 утра в Москву отправился грузовой поезд со станции Мафан района Пингу Пекина. Это событие ознаменовало официальный запуск регулярных грузовых рейсов по ж/д маршруту Китай-Европа, которые будут выезжать из столицы Поднебесной, пишет агентство «Синьхуа».

Первый пробный рейс по этому маршруту после застоя, связанного с коронавирусом, состоялся в марте 2023 года. С тех пор район Пингу совместно с пекинской таможней и столичным отделением «Китайских железных дорог» работали над созданием графика рейсов и поиском источников грузов. С 1 июля 2024 года маршрут Пекин-Москва запущен на регулярной основе, с частотой не менее одного рейса в месяц.

«Мы собрали в Пекине и прилегающих к нему районах грузы, включая посудомоечные машины, холодильники, а также текстильно-швейные изделия, и отправили их прямо в Европу на этом поезде», — сообщил заместитель гендиректора северо-китайского отделения корпорации Sinotrans Гэн Чжаньфэн.

Открытие прямого регулярного маршрута Пекин-Москва, по словам Чжанфэна, значительно оптимизирует логистику для китайских экспортеров. Раньше перевозка грузов из столицы Китая в Европу требовала транзита через Внутреннюю Монголию или Шицзячжуан (провинция Хэбэй), что увеличивало время в пути и расходы. Новый маршрут позволит сократить издержки и повысить эффективность работы китайских предприятий.

«В регулярном порядке сдан в эксплуатацию данный маршрут — это значимое событие, которое ознаменовало собой открытие для внешней торговли Пекина международного логистического коридора, протягивающегося через территорию Евразии, что поможет столице Китая в расширении внешней открытости на более высоком уровне, а также окажет содействие в высококачественном построении «Пояса и пути»», — заявил заместитель главы администрации района Пингу города Пекин Тан Чжаохуэй.

Район Пингу, расположенный на северо-востоке Пекина, позиционируется как «комплексный логистический порт для обслуживания китайской столицы». В последние годы в районе активно развивается комплексный логистический узел «Цзинпин», который привлекает ведущие отечественные и зарубежные компании в логистическом секторе и расширяет источники экспортных товаров.

Логистика до, во время и после коронавируса

Активная торговля между Россией и Китаем приобрела существенный оборот еще со времен Петра I. В 21 веке основой торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР стал договор, подписанный 16 июля 2001 года, о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, характеризующий экономические отношения двух стран как «всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». В июне 2021 года он был продлен еще на пять лет.

В мае 2013 года лидерами двух стран подписано соглашение о строительстве первого ж/д моста через реку Амур в районе села Нижнеленинское в Еврейской АО и городе Тунцзян в провинции Хэйлунцзян. В апреле 2019 года, до коронавируса, состоялась смычка российской и китайской части моста.

А с 31 января 2020 года грузовое ж/д сообщение было приостановлено, за исключением поездов Москва — Пекин и обратно. Началось закрытие границ с провинции Хубэй в Ухани. Хубэй — не только место, где зародился COVID-19, но и крупный железнодорожный узел. В рамках проекта «Один пояс — один путь» там функционировал один из международных контейнерных маршрутов «Ханьманьоу» через Маньчжурию, Читу и Иркутск.

В 2020 году потихоньку начали восстанавливаться грузоперевозки на фурах — китайские водители проходили обязательный скрининг на вирус, а в некоторых провинциях находились на двухнедельном карантине.

В июле 2021 года были соединены железнодорожные пути российской и китайской частей моста. Движение было открыто в ноябре 2022 года.

Сейчас пропускная способность сооружения — 21 млн тонн грузов в год.

Почему важно транспортное сообщение между РФ и КНР?

Транспортное сообщение нужно и важно потому, что Россия поставляет в Китай нефть, природный газ, сжиженный природный газ, ядерное топливо для АЭС, уголь, металлы, древесину, сельскохозяйственную продукцию и морепродукты, а Китай, в свою очередь, экспортирует нам легковые и грузовые автомобили, бытовую электронику, экскаваторы, микропроцессорные блоки, одежду, обувь и товары широкого потребления.

В 2023 году, по данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, товарооборот двух стран увеличился по сравнению с предыдущим годом на 26,3% и достиг $240,11 млрд — это рекордный показатель для двух стран за все время сотрудничества. Импорт из России в КНР за 2023 год возрос на 12,7% — до $129,14 млрд, экспорт из Китая в РФ увеличился на 46,9% и составил $110,97 млрд. За январь — апрель 2024 года объем китайско-российской торговли увеличился в годовом исчислении на 4,7% и достиг $76,58 млрд.

В 2024 году товарооборот с Китаем посредством ж/д перевозок вырос на 20%, открываются все новые терминалы для китайских авто, которых становится все больше в России.

Ранее «Почта России» и РЖД обсуждали возможность запустить почтовые поезда между нашей страной и Поднебесной.

Автор: Серафима Чубар

Новости партнеров