В условиях экономической нестабильности и роста цен потребители пересматривают свои привычки, делая акцент на сбережениях вместо прежней активности. Как это влияет на их экономическое поведение, специально для АБН24 рассказал экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
Фото: jcomp © freepik.com
По его словам, снижение необеспеченного кредитования в июле 2024 года, в сочетании с уже сильно возросшими ценами за последние 1,5-2 года, привело к формированию своеобразного кризиса потребительских настроений. Экономическая ситуация заставляет людей задумываться о своих расходах и все чаще выбирать сбережение вместо потребления.
«Повышение ключевой ставки Банка России укрепляет ощущение, что беспечный образ жизни становится недоступной роскошью. Это заставляет многих менять свои потребительские привычки, переходя от модели «трать и наслаждайся» к модели «копи и жди». Люди с высокими доходами предпочитают откладывать деньги на депозитах, чтобы сохранить и приумножить свои средства, а уже потом делать крупные покупки, такие как недвижимость или автомобили», — пояснил спикер.
Однако, нельзя сказать, что рынок потребления полностью замер. Как отметил эксперт, хотя поезд необеспеченного потребления начал замедляться, его полная остановка не произошла. Это связано с тем, что в экономике все еще присутствует значительное обеспеченное потребление, связанное с ростом доходов в оборонно-промышленном комплексе и других секторах, поддерживаемых государством.
«При этом инфляция, поддерживаемая ожиданиями дальнейшего роста цен, усиливает осторожность в расходах. Ослабление рубля сыграло свою роль в повышении цен, что подогревает опасения о дальнейшем их росте. Это приводит к тому, что потребители становятся более избирательными в использовании кредитов, избегая необоснованных трат. В результате, потребительская активность тормозится, уступая место накоплению и осторожным покупкам», — заключил Колташов.
Текущие потребительские настроения отражают не столько внутренние потребности и желания людей, сколько экономические реалии, диктующие новые правила игры на рынке потребления.