Закрыть
#НаСевереБизнес

«Весомая проблема»: в ППК РЭО рассказали о денежных трудностях региональных операторов

Тарифные решения не покрывают транспортные расходы региональных операторов по обращению с отходами. Размер необходимой валовой выручки регулируемых организаций вырос на 26%, а затраты на вывоз мусора с контейнерных площадок уже на 37%, рассказали АБН 24 в ППК «Российский экологический оператор». Редакция спросила участников рынка и заглянула в налоговые отчеты.

1

Фото: АБН24 Юг

По данным РЭО, в структуре тарифов региональных операторов непосредственно на транспортную составляющую приходится 69%. Проблему роста затрат в компании назвали «весомой». Кроме того, под вопросом окупаемость инвестиционных проектов, в которые уже вложились или планируют вложиться региональные операторы.

«Рост расходов на транспортирование ТКО в тарифах в условиях ограничения предельных индексов не только не покрывает реальные расходы, но уже замещает инвестиционные расходы», — беспокоятся о будущем строительстве новых объектов в РЭО.

С тезисом солидарны в ООО «Хартия» (компания занимается отходами в 4 российских регионах, ежегодно обеспечивая вывоз 4 млн тонн мусора).

«С точки зрения экологии и улучшения качества жизни населения данный процесс является положительным, — охарактеризовали реформу в сфере обращения с отходами в «Хартии». — А вот региональные операторы по обращению с отходами являются своеобразными «заложниками» данной ситуации. Региональные операторы оказывают услуги населению, и, соответственно, рост тарифов на их услуги ограничен определяемым органами исполнительной власти индексом роста платы граждан за коммунальные услуги. Но строительство нового объекта и, как правило, появление расходов на новую услугу в тарифе регионального оператора не может уложиться в индекс платы граждан, который очень часто утверждается на уровне индекса потребительских цен».

Также в ООО «Хартия» отметили, что «затраты на техническое обслуживание и ремонт спецтехники за прошедшие годы выросли, так как стоимость запчастей и расходных материалов на импортную продукцию увеличились на 250%».

В компании «Ситиматик» (региональный оператор в 5 субъектах РФ) темпы роста затрат на закупку и обслуживание мусоровозов характеризуют более сдержанно.

«Уход с российского рынка иностранных компаний, нехватка отечественной продукции – все это привело к удорожанию как самой мусоровывозящей техники, так и ее обслуживания – в 1,5 раза. Ко всему этому прибавьте затраты на горюче-смазочные материалы, которые выросли в среднем на 40%. Но это только верхушка айсберга, ведь помимо транспортных расходов имеется еще целый ряд статей расходов – это и амортизация, и заработные платы. Например, фонд оплаты труда в среднем по стране вырос на 50%», — рассказали АБН24 в АО «Ситиматик».

«Вывоз ТКО становится нерентабельным для бизнеса, уровень заработных плат сотрудников — непривлекательным для найма и удержания персонала», — считают в АО «Югра Экология».

В компании рассказали, из чего сегодня складывается тариф регионального оператора. Ханты-Мансийский автономный округ, где работает АО «Югра Экология» поделен на две зоны: Южную и Северную. Тариф для первой – 912,09 рубля за кубометр отходов, для второй – 900,44 рубля за кубометр. В стоимость входит оплата услуг по транспортированию (66% для перевозчиков Южной зоны и 54% для операторов Северной зоны). Стоимость размещения ТКО на полигонах – еще 26% для Южной зоны и 41% для Северной. Остальное идет на зарплаты сотрудников, рассчетно-кассовой обслуживание и пополнение контейнерного хозяйства (но не более 1%).

По мнению генерального директора РЭО Дениса Буцаева, в ситуацию уже должна вмешаться ФАС России и проработать меры по поддержке региональных операторов. Причем следует «предусмотреть оперативные решения, не дожидаясь плановых корректировок тарифов».

Однако в самой антимонопольной службе ситуацию видят по-другому: «общая сумма экономически необоснованных средств в тарифах на обращение с ТКО за 2023 год составила 4,442 млрд рублей», — сообщили в ведомстве.

Если же судить по открытым налоговым отчетам регоператоров, то ситуация с финансовым положением компаний нестабильна, но все-таки не критична.

Так, например, ООО «Хартия» 2023 год отработало с рентабельностью в 4,6% (против 6,6% годом ранее). Выручка компании увеличилась на 11% (до 15 млрд рублей), а себестоимость услуг на 12,5% (до 11,8 млрд рублей). Чистая прибыль компании по итогу 2023 года снизилась на 21,4%, но все равно составила внушительную сумму – 550 млн рублей.

Неплохие результаты показывают региональные операторы, входящие в группу «Эколайн» (имеет статус в Москве и Московской области). Компании «ЭкоЛайн-Воскресенск», «ЭкоПромСервис» и «МКМ-Логистика» завершили 2023 год успешно, с чистой прибылью в 113,3 млн рублей, 31,3 млн рублей и 281,2 млн рублей соответственно. Рост себестоимости продаж по компаниям составил: + 8,6% («МКМ-Логистика»), +14,6% («ЭкоПромСервис») и +16% («ЭкоЛайн-Воскресенск»). Но и выручка компаний возросла в тех же пропорциях.

Непосредственно ООО «Эколайн» (обслуживает Северный и Центральный административные округа Москвы) показало по результатам 2023 года чистый убыток в 169,5 млн рублей, но, очевидно, не из-за нагрузки, связанной с транспортированием мусора. Валовая выручка компании составила по итогу прошлого года 7,3 млрд рублей, а себестоимость услуги – 6 млрд рублей. Валовую прибыль компания показала в объеме 1,25 млрд рублей (+10% к 2022 году), но она была направлена на расходы не связанные с основной деятельностью. На запрос АБН24 в компании не ответили.

Убытки АО «Ситиматик» куда существеннее – 1,2 млрд рублей (отрицательная рентабельность по итогу 2023 года на уровне 21,7%). Однако расходы по основному виду деятельности также меньше полученной выручки: в доход компания получила 5,9 млрд рублей при себестоимости 5,5 млрд рублей (валовая прибыль 424,5 млн рублей).

Среди региональных операторов Северо-Западного федерального округа отрицательную рентабельность показали компании из Калининградской области (ГП ЕСОО), Псковской области (ООО «Экопром» вообще лишился статуса и завяз в судах с подрядчиками, а также Вологодской области (ООО «Чистый след» сработало в убыток на 65,6 млн рублей, а ООО «Аквалайн» на 20,4 млн рублей).

В среднем рентабельность компаний, обслуживающих Северо-Запад страны, колеблется в диапазоне от 0,4% до 5,7%. Исключение составляют региональные операторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Согласно бухгалтерским отчетам компаний, рентабельность АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» составила в 2023 году 16%, а АО «Невский экологический оператор» — 47,6%. При этом чистая прибыль городского регионального оператора (НЭО) составила 5,5 млрд рублей (рост себестоимости продаж составил + 21,3%, выручка выросла на 30,%). Чистая прибыль регионального оператора Ленобласти – 730 млн рублей. Рост себестоимости услуги оказался совсем незначительным – + 6,6%, а выручка компании возросла на 19,2%.

Ранее АБН 24 рассказывало, что Президент России Владимир Путин поручил Министерству природных ресурсов и экологии РФ организовать проверки региональных операторов в субъектах страны. Это произошло после того, как на проблему обратили внимание в Совете Федерации РФ. По данным спикера Валентины Матвиенко в 2023 году региональные операторы собрали с населения порядка 280 млрд рублей, но на что были потрачены эти средства не до конца ясно.

Автор: Татьяна Токарева

Новости партнеров