Закрыть

Торговля без сервисного сбора: станут ли товары на маркетплейсах дешевле

Владельцы пунктов выдачи заказов Ozon с 1 февраля перестанут платить сервисный сбор. О том, с чем связано такое решение и как оно повлияет на покупателей, АБН24 рассказал селлер и проект-менеджер Ozon Михаил Штирбу.

1

Фото: freepik.com

Отмена сбора касается всех владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Обязательную выплату маркетплейс ввёл в марте 2024 года. Размер сбора рассчитывался индивидуально с учётом сразу нескольких факторов, например, плотности населения в городе, локации и объема продаж точек. Полученные средства маркетплейс направлял на привлечение клиентов, предоставление скидок для покупателей, продвижение ПВЗ и развитие IT-сервисов.

По словам Штирбу, ежемесячно владельцы ПВЗ вынуждены были платить в среднем 1-3% от выручки. Отмена сервисного сбора поможет маркетплейсу увеличить количество ПВЗ и, обогнав основного конкурента, снова занять лидирующую позицию в этой категории. К тому же эксперт допустил, что вскоре власти могут начать ограничивать число пунктов выдачи в определённых регионах, поэтому сервис стремится открыть как можно больше своих точек.

«Другая моя гипотеза заключается в том, что маркетплейс активно развивает открытие ПВЗ в малонаселенных пунктах. Для владельцев таких пунктов важно зарабатывать, а эти сборы мешали быстро окупать точку. Например, мы знаем, что сервис и так помогает первые полгода, финансируя ПВЗ, и таким образом точка окупается от 3 до 8 месяцев, а без поддержки на это уходит от года до полутора», – отметил Михаил Штирбу.

Потери от отмены сервисного сбора, по словам эксперта, маркетплейс компенсирует с помощью удорожания выдачи товаров из-за рубежа. Количество иностранных продавцов растет очень быстрыми темпами. Как отметил Штирбу, на маркетплейсе уже сейчас активно торгуют китайские селлеры, и для их привлечения сервис проводит вебинары и занимается оптимизацией доставки.

«Удорожание выдачи товаров – это попытка немного компенсировать отменённый сбор. Мы понимаем, что число купленных товаров за рубежом постоянно увеличивается, то есть китайский рынок и китайские продавцы в скором времени могут вытеснить мелких российских предпринимателей, и маркетплейс этому способствует», – пояснил проект-менеджер.

Отмена сервисного сбора, как заметил эксперт, в первую очередь благоприятно скажется на предпринимателях: рост числа ПВЗ снизит стоимость логистики от склада до пункта выдачи и до самого покупателя. Однако на конечном потребителе это не отразится, и цены останутся на прежнем уровне. Штирбу объяснил это тем, что у продавцов сейчас сложные условия – маркетплейс повышает комиссии на некоторые категории товаров.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров