Россияне продолжают сталкиваться с сетевыми мошенниками каждый день. При этом со стороны кажется, что бороться с растущими объемами преступлений практически невозможно. Журналисты АБН24 узнали у экспертов, почему противостояние с аферистами зачастую ложится на плечи простых граждан, и можно ли говорить о безопасности в эпоху цифрового воровства.

Фото: АБН24
Как следует из актуальных данных Банка России, 83% граждан сталкивались с фактами телефонного мошенничества. При этом, как отметила юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар, противодействие преступникам строится комплексным образом – банки обладают внутренними антифрод системами, могут проверять операции на наличие согласия клиента, а также тормозить переводы на счета, внесенные в реестр подозрительных ЦБ РФ.
Дропперов, подставных лиц, скоро могут начать привлекать к уголовной ответственности, а россияне способны защититься с помощью механизма самозапрета на кредитование.
«Ежедневно мошенники совершают 5–6 млн атак. Они звонят не только по телефону, но и через мессенджеры, email, а иногда даже подсовывают вредоносные QR-коды. Государство и операторы пытаются блокировать мошенников и подключают антифрод-системы, но главная защита – это наша цифровая осторожность», — подчеркнул директор центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко.
Решения сверху, или каждый сам за себя

До сих пор остается интересным, почему сам факт противодействия мошенникам ложится на плечи самих россиян. При этом в современном цифровом мире звонков или сообщений с незнакомых номеров может поступать довольно много – курьеры, онлайн-покупки, согласование заказов или, например, внезапный романтический подарок от анонимного поклонника.
Как рассказал технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru Александр Щукин, отраслевые решения уже существуют. Компании, оказывающие услуги связи, могут обмениваться данными о номерах, которые используются для массового обзвона. Благодаря этому абоненты могут подключить услугу отказа от приема подобных вызовов.
«Законодательное нововведение с 1 сентября этого года требует от операторов маркировать входящие звонки от организации, помечая их, например, видом деятельности: «Доставка», «Такси» и т. д. Это также поможет абонентам отличать желательные звонки о нежелательных», — добавил Щукин.
Юрист, специалист по работе с проблемными активами и банкротству KOROLEVA LEGAL Елена Королева обратила внимание, что высокая доступность финансовых сервисов позволила мошенникам выработать множество способов, как дистанционно похитить средства. Вместе с этим есть меры, которые должны были бы ограничить совершение действий под влиянием мошенников: введение периода охлаждения по кредитам, усиление контроля за операциями, сервис второй руки от ЦБ РФ, а также сервисы самозапрета и блокировки подозрительных звонков.
«Возможно ожидать еще больший контроль и ограничения по совершению операций. Особенно это касается уязвимой части населения: пожилых людей, несовершеннолетних и тех, кто может не обладать информацией о схемах мошенничества и к кому могут быстрее войти в доверие», — рассказала Королева.
Удар по возрасту – кто беззащитен перед преступлениями

Ни для кого не секрет, кто из россиян наиболее уязвим перед схемами мошенников. Чаще всего на уловки «ведутся» пенсионеры, которые расстаются со сбережениями из-за незнания схем или банальной неподготовленности. Как отметила Евгения Боднар, чем старше обманутый пенсионер – тем меньше вероятность, что мошенникам он отдал кредитные средства. Это связано с тем, что у банков есть определенные требования к возрасту заемщика.
«Кредиты дают охотнее «недавним» пенсионерам. Риски ухудшения здоровья заемщика не столь высоки, при этом легко обратить взыскание на стабильный источник дохода – пенсию, если вдруг заемщик просрочивает долг. Для мошенников такие граждане – целевая аудитория: все же с возрастом снижаются когнитивные способности, критическое восприятие действительности», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, вернуть украденные деньги крайне сложно. Постепенно в России формируется практика оспаривания подобных переводов. Однако одно дело признать сделку недействительной, а совсем другое – вернуть средства. Настоящий бенефициар может оказаться среди бесчисленных дропперов, с которых не получить ни копейки.
«Родственникам пенсионеров не стоит рассчитывать только на защитные системы банков. Важно выстраивать доверительные отношения с пожилыми – чтобы те не боялись посоветоваться при возникновении откровенно странной ситуации. Желательно установить им блокировщик подозрительных вызовов и регулярно напоминать о мошеннических схемах. По возможности, переадресовать себе оповещения о банковских операциях и больше общаться, чтобы вовремя предостеречь от мошенников», — добавила Евгения Боднар.
Ответственность за себя против неосведомленности

Евгения Боднар обратила внимание, что большинство обманутых в целом не понимает, что делать дальше. В полиции, куда приходят жертвы мошенников, не дают развернутых консультаций. Жертвы после изнурительного взаимодействия с мошенниками сначала морально опустошены, а позже испытывают чувство стыда.
«Было бы здорово, если бы в каком-то формате можно было организовать первичную правовую консультацию для пострадавших. Кому-то достаточно написать заявление в полицию и уведомить банк, кому-то подошла бы процедура банкротства физического лица. Необходимость действовать настраивает на более позитивный и конструктивный лад, ведь часто ошибка вполне поправима. Важно понимать, что главная сложность заключается в том, что потерпевшие сами подтверждают операции по своему счету», — заметила спикер.
Откуда звонят – секрет Полишинеля
В большинстве случаев жертвы недоумевают, откуда поступают звонки. Еще недавно считалось, что в российских местах лишения свободы находятся целые колл-центры. Однако, как отметил Павел Коваленко, именно этот факт остается довольно спорным.
«Раньше таких было больше, сейчас из-за проверок ФСИН их стало меньше. Конечно, звонить осужденные могут только в рамках отведенных им законом возможностей, поэтому их существование в любом случае нелегально, и сними борются», — подчеркнул эксперт.
По его словам, значительную часть мошенников составляют и украинские хакеры. Однако не меньшую часть составляют аферисты внутри России. Они находятся на свободе и имеют самый широкий доступ ко всем средствам коммуникации.
Мошенники тоже на тропе борьбы

Не менее интересен и тот факт, что схемы работы аферистов стали еще более изощренными. Например, россияне уже не поддаются влиянию в ходе обычных прозвонов. Поэтому зачастую в попытке украсть деньги участвует несколько человек. Один из двоих или троих человек обязательно представится работником федерального ведомства и скажет жертве, что она нарушила действующее законодательство, передав преступникам коды и персональные данные. В таком случае любой гражданин может поддаться панике и делать все, что скажет ему якобы представитель власти на другом конце телефона.
«Многоэтапные схемы — следствие кампании по информированию россиян о телефонных мошенниках и развития социальной инженерии самих мошенников. Простые схемы благодаря бдительности абонентов уже экономически невыгодны для преступников, поэтому они вынуждены придумывать все более сложные комбинации, чтобы усыпить доверчивость потенциальных жертв», — объяснил Александр Щукин.
По его словам, можно ждать более изощренных схем. Чем крепче защита от аферистов, тем больше усилий киберпреступники потратят на ее преодоление. Каждый новый канал связи и возможность в прежнем будут рассматриваться преступниками как средство для своих неблаговидных целей. Мошенничество вообще и телефонное мошенничество в частотности не исчезнет пока существует человечество, и оно пользуется телефонами.
«К сожалению, чтобы противодействовать таким атакам можно только рассказывать о них, объяснять принципы работы и методы защиты: не брать трубки, самостоятельно перезванивать в органы и компании, настороженно относиться к ситуациям, когда информация в звонках вызывает у вас повышенные эмоции», — добавил Павел Коваленко.
Среди относительно новых схем, по словам Евгении Боднар, оказался взлом аккаунтов в социальных сетях. Мошенники скачивают аудиособщения, с помощью нейросетей синтезируют новые голосовые с необходимым текстом и рассылают по списку контактов. К просьбе «срочно прислать деньги» или «дать в долг» стараются приложить разные подтверждающие личность просящего фото.
«Не обходится и без «убедительных оснований» и сторителлинга с целью напугать и запутать жертву: либо случилась беда и нужно срочно перечислить деньги, а то и вовсе передать их курьеру, который сейчас приедет, либо аферисты генерируют разговор с компрометирующими или неприятными пикантными подробностями и шантажируют человека», — отметила юрист.
В последние месяцы оказалась популярной схема с использованием СМС-кодов. Злоумышленники представляются сотрудниками службы доставки и сообщают, что для получения посылки необходимо подтвердить заказ, назвав код из сообщения. Есть и более изощренный вариант обмана, добавила Боднар, когда женщине приходит уведомление о доставке цветов якобы от тайного поклонника. Чтобы получить «букет», снова просят ввести код. Подобные схемы рассчитаны на доверчивость и эмоциональный отклик, поэтому важно помнить: СМС-коды — это ключ к финансам и документам, и сообщать их никому нельзя.