Инфляция в России трансформируется – снижение ключевой ставки уже не так эффективно, как раньше, а налоговые изменения начинают оказывать более сильное влияние. Что это значит для экономики, АБН24 рассказал эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
Фото: freepik.com
По его словам, природа современной инфляции в России претерпела заметные изменения, и если раньше ее динамика была в значительной степени зависима от колебаний потребительского спроса, то сейчас в центре внимания оказались затраты на производство и другие издержки. В условиях текущей экономической ситуации, снижение ключевой ставки на 0,5 п.п. будет оказывать гораздо меньшее влияние на индекс потребительских цен, чем рост налога на добавленную стоимость (НДС) на 2 п.п. Это связано с тем, что сжимается сам потребительский сектор, и инфляционные процессы начинают больше зависеть от стоимости производственных факторов, чем от спроса.
«Одним из важных факторов, свидетельствующих о снижении влияния монетарной политики на инфляцию, является резкое сокращение роста розничного кредитования. С каждым годом темпы роста портфеля розничных кредитов существенно замедляются, а россияне, в свою очередь, начинают экономить, сокращая расходы на многих позициях, включая продукты питания. Такая ситуация приводит к тому, что временные лаги воздействия денежно-кредитной политики растягиваются. Решения, принимаемые сегодня, вряд ли отразятся на экономике в ближайший год – скорее всего, существенные изменения в ставках предложения по кредитам будут заметны только к концу 2025 года. Причем даже в этом случае они будут частичными, поскольку с одной стороны банки смогут привлечь более дешевые ресурсы, а с другой – увеличится стоимость риска по вновь выданным кредитам. В итоге снижение процентных ставок по кредитам окажется скорее символическим», — пояснил спикер.
Банки, в свою очередь, не спешат снижать ставки по кредитам, несмотря на попытки Центробанка создать более благоприятные условия. Сложность заключается в том, что совсем недавно, всего пару недель назад, банки начали повышать ставки по депозитам, чтобы удержать вкладчиков, обеспокоенных снижением доходности депозитных продуктов. Рост доходности вкладов, в сочетании с низкими ставками по кредитам, приводит к снижению чистой процентной маржи кредитных организаций. Это, в свою очередь, затрудняет получение прибыли, что в условиях экономической неопределенности становится проблемой для многих игроков на рынке.
«Недавняя отчетность Банка России подтверждает увеличение числа убыточных банков, что служит еще одним сигналом о кризисе в банковском секторе. При этом идея введения налога на сверхприбыль банков в текущей ситуации кажется бессмысленной. Сверхприбыль, собственно, уже исчезает, а рост налоговой нагрузки лишь усугубит проблемы, сокращая объем ресурсов, которые банки могли бы направить на укрепление капитала. Это понимание разделяют как представители Центрального банка, так и сами банкиры. В результате возникает ситуация, при которой увеличивающаяся налоговая нагрузка может стать дополнительным ударом по устойчивости банковского сектора. Если обратиться к более широкому контексту, то не исключено, что за текущими экономическими трудностями последует и кризис в банковском секторе, что приведет к дополнительным проблемам для экономики в целом», — подчеркнул Бархота.
По мнению эксперта, российская экономика все же окажется в состоянии рецессии, а банковский сектор в будущем столкнется с новыми вызовами. Это лишь вопрос времени, и важно, что эти проблемы затронут все слои общества, создавая необходимость коллективного осмысления и преодоления трудностей.
