Когда зарплата уйдет на максимум: реально ли повышение МРОТ до 45 тысяч рублей

Депутаты предлагают заметно увеличить минимальные зарплаты. Сможет ли экономика справиться с этим без того, чтобы деньги мгновенно съела инфляция, АБН24 рассказал главный экономист InVoice Media Александр Разуваев.

Фото: freepik.com

Депутаты Госдумы от КПРФ вместе с сенатором Айратом Гибатдиновым планируют внести поправки, которые с 1 января 2026 года установят минимальный размер оплаты труда на уровне 45 000 рублей в месяц – заметный контраст к правительственному проекту, где МРОТ предлагается на уровне 27 093 руб. в том же периоде.

«На первый взгляд это выглядит как понятная политическая инициатива: левый блок снова поднимает вопрос о доходах самых бедных, напоминая, что по расчетам их экспертов «минимальный потребительский бюджет» существенно выше, чем предлагаемый правительством МРОТ – якобы свыше 50 тыс. рублей в месяц. Но если без одновременного роста производительности и устойчивого экономического роста государство резко повысит уровень обязательных зарплат, в экономику действительно попадет дополнительная покупательская мощь, не обеспеченная созданием новых товаров и услуг – а это прямой путь к инфляции. Деньги, «вброшенные» в экономику при застое производства и слабом росте производительности, обычно не создают ценности, они повышают цены. Это и есть то самое левое популяризм-решение: много симпатичных слов, мало механизмов финансирования и контроля последствий», — пояснил спикер.

Отдельная проблема – налоговый и ценовой трансфер. Повышение МРОТ не происходит в вакууме: у бизнеса есть свои издержки, а у государства – способы их компенсировать. Среди инструментов – повышение косвенных налогов (например, НДС) или перенос затрат на конечного потребителя через рост цен. Если НДС в итоге будет выше, то первопричина бедности (низкая покупательная способность) частично нивелируется – покупательная способность уменьшается снова, потому что рост цен «съест» увеличение номинальных зарплат. И многие из этих наценок целиком переложатся на конечного потребителя.

«Финансирование большой разовой или системной индексации МРОТ тоже остается открытым вопросом. Если бюджет не выдержит таких расходов, остаются два очевидных пути: либо перераспределять существующие расходы (что чревато сокращением социальных программ и инвестиций), либо искать новые доходы (налоги), либо покрывать дефицит за счет денежной эмиссии. Последняя опция – «печатный станок» – быстро приведет к инфляции и к обесцениванию самой «победы» для тех, кому МРОТ повышали «для их же блага». Бизнес при этом, как почти всегда, постарается компенсировать рост зарплат ростом цен, особенно в независящих от конкуренции секторах, – и эффект от увеличения доходов окажется временным», — добавил Разуваев.

Наконец, 45 тыс. в чисто бытовом смысле – это, может быть, шаг в сторону, но не решение системной проблемы бедности и низких доходов среди врачей, учителей и других бюджетников, которые все еще получают 35–40 тыс. и ниже в реальных регионах. Одна только корректировка МРОТ не исправит проблем с доступностью жилья, здравоохранения, социальных услуг и региональными диспропорциями доходов. Для устойчивого повышения благосостояния нужны комплексные меры: рост экономики через инвестиции, поддержка малого и среднего бизнеса, повышение производительности труда, адресные социальные трансферты и налоговая политика, ориентированная на стимулирование производства, а не только потребления.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров