Ремонт вместо покупки: почему россияне учатся жить с подорожавшими машинами

Пока люди учатся чинить и хранить старую технику, государство готовит очередной сбор «во благо» отечественного производства. Но действительно ли это шаг к развитию – или просто новая форма налога для граждан, АБН24 рассказал автоэксперт Евгений Ладушкин.

Фото: pxhere.com

В связи с ростом цен на автомобили многие граждане стали задумываться: стоит ли продавать свои проверенные временем, надежные машины и покупать новые, но зачастую сомнительные китайские модели. Однако и на этом этапе спокойствия не наступило – напротив, все больше людей приходят к выводу, что настало время хранить, чинить и бережно обслуживать хорошую импортную технику, особенно если она относится к известным брендам. Про аудиотехнику и вовсе говорить сложно – непонятно, что сегодня реально производится в России, а что представляет собой лишь подделку или попытку «косплея» известных марок.

Тем временем в стране готовятся к введению нового «технологического сбора», который планируют распространить как на ввозимую, так и на производимую внутри страны технику. Официально предполагается, что собранные средства пойдут на развитие и поддержку российской радио- и микроэлектроники. Если законопроект будет принят, механизм начнет действовать с 1 сентября 2026 года.

«Безусловно, возможности России в сфере электроники нельзя недооценивать – в отдельных областях, особенно в крупной промышленности, оборонном секторе и при выполнении спецзаказов, у нас есть серьезные компетенции. Однако, когда речь заходит об автомобилестроении, на первый план выходят совсем другие приоритеты: маржинальность, скорость сборки и стабильность поставок комплектующих. И по этим параметрам Китай сегодня одерживает уверенную победу», — пояснил спикер.

Фактически, починить или привезти из-за рубежа практически любой электронный компонент сейчас не представляет особой проблемы. Зато отремонтировать неисправный блок в России нередко обходится дороже, чем купить новый аналог за границей. В этой связи введение технологического сбора выглядит сомнительной мерой поддержки – скорее, оно рискует стать дополнительным финансовым бременем как для производителей, так и для конечных покупателей.

«Стоит помнить, что у нас уже есть утилизационный сбор, одной из целей которого было как раз стимулирование локализации производства. И если к этому добавить еще один сбор и ряд новых пошлин, то стоимость автомобилей – как новых, так и подержанных – может вырасти кратно. При этом сроки поставок запчастей увеличатся, ведь часть поставщиков, не желая работать в условиях дополнительной нагрузки, попросту сократит складские запасы или уйдет с рынка», — добавил Ладушкин.

Неясным остается и вопрос с импортными комплектующими, которые пока невозможно заменить отечественными. Даже для «исконно российских» марок нередко закупаются зарубежные детали – и введение технологического сбора лишь усилит зависимость рынка от внешних факторов. Все это может привести не только к росту цен на автомобили и запчасти, но и к снижению объемов производства, а в перспективе – даже к дефициту некоторых моделей. Эксперт заключил, что к идее технологического сбора стоит подходить крайне внимательно. Благие намерения по поддержке отечественного производства могут обернуться тем, что рынок, который только-только начал восстанавливаться и обретать самостоятельность, вновь окажется под угрозой.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров