Парки в России переживают второй бум — после рекордного падения посещаемости во время пандемии. Об основных тенденциях и сложностях рынка парковых развлечений рассказал вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов и директор международной выставки «Аттракционы и развлекательное оборудование РАППА ЭКСПО» Игорь Родионов специально для редакции АБН24.
![1](https://cdn.abnews.ru/storage/wp-content/uploads/2024/02/man-nature-grass-plant-woman-field-1067450-pxhere.com_-scaled.jpg__1200_16x9.jpg)
Фото: pxhere.com
Объем российского рынка парковых развлечений оценивается в 3,5 млрд рублей. Растет и средний чек. Этому способствует, прежде всего, развитие внутреннего туризма. К примеру, только Сочи-парк в 2024 году посетили 2,2, млн человек, по сравнению с 1,5 млн в 2023-м, а Остров мечты в Москве — 7,5 и 7 млн соответственно. Число посетителей московских парков за последние десять лет выросло в четыре раза — до 177 млн в 2024 году.
Большую роль в развитии парков, по словам эксперта, играют программы благоустройства территорий. Каждый год в нашей стране появляется от 200 до 500 новых парков, скверов и зон отдыха, а всего за последние восемь лет — более 7500. В 800 из них есть аттракционы, а в остальных — спортивные и детские площадки, беседки, велодорожки и другие зоны для спорта и отдыха всей семьи.
Парки и зоны отдыха помогают преображать места, которые раньше никак не использовались. Например, парк Лога в Ростовской области, созданный на месте заброшенной свалки: число его посетителей растет на 20% ежегодно.
Чаще всего парки аттракционов ориентируются на детский, семейный отдых, поскольку дети являются самой благодарной аудиторией. Поэтому классические виды аттракционов — карусели, батуты, лабиринты, горки и т.д. — наиболее востребованы на сегодняшний день. Однако на рынке появляются и другие нестандартные форматы парковых развлечений.
По словам Родионова, сейчас набирают популярность мультимедийные парки развлечений с голографическими инсталляциями и иммерсивными шоу, различные узконаправленные тематические парки, которые погружают посетителей в атмосферу выбранной темы благодаря детальной проработке декораций, костюмов, музыки и шоу.
Но для дальнейшего развития парков необходимо решить и ряд проблем, наиболее острая среди которых — нехватка персонала.
«Безусловно, сфера парков развлечений сталкивается с дефицитом кадров: по опросам, более 60% организаций испытывают сложности с поиском сотрудников. Особенно это касается управления аттракционами и сезонных работ. Причины кроются в росте зарплатных ожиданий и высокой конкуренции за персонал с другими отраслями: курьерская доставка, строительство», — подчеркнул Родионов.
Чтобы решить проблему, помимо повышения зарплаты, руководство парков, продумывает различные программы мотивации, сотрудничает с учебными заведениями и привлекает студентов на время летнего периода. Также в парках развлечений в качестве сотрудников востребованы люди предпенсионного и пенсионного возрастов.
Еще одной сложностью, с которой столкнулись парки развлечений, стал уход западных поставщиков оборудования из России. Однако участники рынка смогли сравнительно быстро переориентироваться на азиатских и российских производителей аттракционов. На текущий момент разрабатывается программа поддержки отечественных производителей оборудования для аттракционов. Отечественные машины и инвентарь для парков развлечений отличаются высоким качеством и соответствуют всем нормам безопасности.