Закрыть

Платформы против продавцов: что не так с акциями на российских маркетплейсах

Маркетплейсы нравятся россиянам во многом благодаря скидкам – товары через агрегаторы часто можно купить выгоднее, чем в магазине. Однако для продавцов такой подход нередко оказывается убыточным. Как работает акционный механизм на маркетплейсах и в чем его недостатки, АБН24 рассказал селлер и проект-менеджер Ozon Михаил Штирбу.

1

Фото: Racool_studio © freepik.com

Продавцы на российских маркетплейсах не могут полностью контролировать ценообразование на свои товары. Инициатором скидок чаще всего выступает площадка. Интерес агрегаторов понятен – низкие цены маркетплейсы используют в борьбе за пользователей. Чтобы покупатель не ушел к конкурентам, площадки, по словам эксперта, всячески поощряют продавцов за снижение стоимости.

«Цена товара сравнивается с ценами на аналогичный продукт на других площадках. Например, если какие-то носки стоят хотя бы на рубль дешевле, чем у конкурентов, то им присваивается выгодный индекс. Это дает товару определенный буст и увеличивает его позиции в поиске», – пояснил Михаил Штирбу.

Участие продавцов в распродажах тоже поощряется – карточки подешевевших товаров продвигаются в каталоге лучше и активнее. Вариантов снижения цен на маркетплейсах, по словам специалиста, существует множество. Некоторые скидки компенсируются платформой по программе совместного инвестирования. Но большая часть акций проходит в автоматическом режиме, то есть агрегаторы сами устанавливают стоимость на товары продавцов без их согласия и за их счет. При этом, как отметил Штирбу, участвовать в распродажах, даже с учетом поощрений, готовы не все.

«Есть производства, которые дают на реализацию товар разным поставщикам, продавцам или магазинам не просто так, а с условиями сохранения единой для всех цены. Я встречал таких продавцов, у которых из-за маркетплейса на один и тот же товар одного и того же поставщика цена различалась», – отметил спикер.

Фото: pxhere.com

Однако механизм акций устроен так, что контролировать скидки приходится вручную, а принять решение можно только в строго отведенное время. Отказаться от участия в распродаже некоторые просто не успевают, и стоимость товара снижается автоматически. Как заметил Штирбу, складывается впечатление, что площадка зарабатывает на невнимательности поставщиков.

«И не только на невнимательности, но и на тех, кто не следит за нововведениями. Избежать автодобавления в акции можно только в том случае, если постоянно обновлять указание, чтобы учитывалась минимальная цена. В некоторых случаях, если говорить о программах соинвестирования, складываются ситуации, когда товар без акции оказывается просто невыгодным для продажи», – добавил Штирбу.

Такое положение собираются исправить: в доработанной версии пакета законопроектов по регулированию цифровых платформ продавцам предлагают право устанавливать полный запрет на скидки. Согласно задумке, отказ от участия в распродажах также не должен влиять на рейтинг и позиции товара в каталоге.

Нововведения должны улучшить отношение маркетплейсов к продавцам. Однако, по словам эксперта, это проблему окончательно не решит – агрегаторы могут найти новые способы заработка на своих партнерах.

Автор: Валерия Яковлева

Новости партнеров